Демон поверженный
Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный». Холст, масло.
Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко
заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый
мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного – и закроют
совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором
отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в
его венце еще горит розовый отблеск. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый
и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище.
Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Получилось, видимо, не то, что художник задумывал: он не хотел сделать «Поверженного» жалким, хотел показать гордую непобежденность Демона даже в падении.
По записям Е. И. Ге, работая над картиной, «Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке... что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовских идей». Но Демон, вопреки намерениям его творца, оказался сломленным, слабым, безумным – и это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого Врубеля, в которых он опирался на Ницше.