Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Богаевский Константин Федорович
Картины и биография

Богаевский Портрет

Богаевский Константин Федорович (Bogaevsky Konstantin Fedorovich) – русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма – Киммерии. Родился 12 января 1872 года в Феодосии в семье служащего городской управы. Первые уроки рисования брал у художника Адольфа Фесслера в мастерской Айвазовского в Феодосии. В 1890 году Константин Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, где учился и работал в мастерской Архипа Куинджи.

Богаевский Старый Крым
Старый Крым, 1902, Русский музей
Богаевский Последние лучи
Последние лучи, 1903, Севастопольский музей
Богаевский Берег моря
Берег моря, 1907, Третьяковская галерея

Весной 1898 года Богаевский совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909 году художник испытал влияние Андреа Монтеньи, Никола Пуссена. Выставлять картины Богаевский начал с 1898 года, в Новом обществе художников, являясь одним из его основателей, в Московском товариществе художников, «Союзе и Мире искусства».

В 1906 году участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d'Automne. С 1911 года Богаевский входит в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников Богаевский, по-прежнему опираясь на поэтику символизма и гротескных полусказочных образов, ввел в пейзаж историческую тему.

Богаевский Радуга
Радуга, 1931, Серпуховский историко-художественный музей
Богаевский Пальмы
Пальмы, 1908, Севастопольский художественный музей
Богаевский Южная страна
Южная страна. Пещерный город, 1908, Севастопольский музей
Богаевский Корабли Вечернее солнце
Корабли. Вечернее солнце, 1912, Русский Музей
Богаевский Порт воображаемого города
Порт воображаемого города, 1932, Симферопольский музей
Богаевский Итальянский пейзаж
Итальянский пейзаж, 1911, Третьяковская Галерея

Стилизованные в духе классического «героического» пейзажа 16-17 столетий виды Восточного Крыма, а позже декоративные индустриальные пейзажи ("Днепрострой", 1930; "Порт воображаемого города", 1932, Симферопольский музей) стали основной темой работ художника. Константин Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа.

Область творчества Богаевского – обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал, как "Древняя земля" (1906 год), "Алтари вселенной" (1908), "Южная страна. Пещерный город" (1908), "Киммерийская область" (1910); порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей, как "Крепость у моря" (1902), "Мертвый город" (1906), "Гора святого Георгия" (1911-1912).

Богаевский Город
Город, 1936 год, Курская картинная галерея
Богаевский Жертвенники
Жертвенники, 1907, Ярославский художественный музей
Богаевский Скала
Скала. Панно, 1912, Дом приемов МИД России

Порою античные руины Италии, оживленные огромными деревьями, гармоничные и изысканные тона которых делают их похожими на старинные гобелены, как "Воспоминание об Италии" (1910), "Пейзаж с померанцами" (1912); в этих произведениях чувствуется некоторое влияние Пуссена и Клода Лорена, хотя пути Богаевского совершенно обособлены и самостоятельны. Вот как писал об этом литератор Максимилиан Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо – анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом – смысл Исторического Пейзажа».

Богаевский Классический пейзаж
Классический пейзаж, 1910, ГРМ
Богаевский Утро
Утро, 1910, Третьяковская галерея
Богаевский Гора святого Георгия
Гора святого Георгия, 1911, Музей Республики Татарстан
Богаевский Облако
Облако, 1920-е годы
Богаевский Старая Феодосия
Старая Феодосия, 1926
Богаевский Крымский пейзаж
Крымский пейзаж, 1930
Эти три картины находятся в Феодосийской картинной галерее

Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник Богаевский добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир». В своей фантастической, урбанистичной картине «Порт воображаемого города» Богаевскийн прозрел многое, в том числе и столь знакомые нам промышленные дымы. Они смешиваются с могучим библейским сиянием, которым озарены все полотна Богаевского. Создатель эпически-романтического стиля пейзажа Константин Федорович Богаевский скончался во время Великой Отечественной войны в своем родном городе Феодосии 17 февраля 1943 года.

Богаевский Вечер у моря
Вечер у моря, 1941
Богаевский Романтический пейзаж
Романтический пейзаж, 1942
Богаевский Воспоминание о Мантенье
Воспоминание о Мантенье, 1942

Эти три картины находятся в Симферопольском художественном музее

Edward Burne-Jones