Заметки о поэзии и прозе
Светланы Ермолаевой
Слов таинственная связь
Я «родился» в библиотеке в тесной толпе великих книг. Много хорошего они мне
нашептали. Одни вдохновляли меня страстным стихом, другие ¬ добрым советом, а
жизнь частенько поправляла мой путь. Так и жил я, радуясь и печалясь. И вот
случилась встреча: знакомство с поэзией Светланы Ермолаевой (она же Кадырова,
Мощева, Гордеева). Она зажгла свечу любви своими стихами. Поток ее чистой поэзии
вынес меня из омута жизни вдаль, где дышится легко. Потом сгустились тучи. Я
прочитал ее детективы и сразу назвал Светлану мастером жуткой прозы: Мэр-
убийца, Смерть на подиуме, Поцелуй Сатаны, Колесница смерти. Такие вот
интригующие названия книг, а убийц разыскивает и находит один и тот же
проницательный следователь, автор этих произведений писательница С. Ермолаева.
Сюжеты увлекают читателя, и он не выпускает из рук книгу, пока убийца не будет обнаружен.
Несколько рукописей с криминальным содержанием Светлана выслала в Москву. Ответ
пришел быстро: берем! Столица России издала четыре книги, одна из которых вышла
в твердом переплете. Ну, как тут не порадоваться, а затем огорчиться мизерным гонораром?
Красивая женщина, такая уютная и домашняя, нисколько непохожа на автора,
манипулирующего сюжетами, достойными пера самых ярких представителей
детективного жанра. Светлана Ермолаева издала также несколько сборников
лирических стихов. Вероятно, светлое должно непременно соседствовать с темным
как две стороны одной медали: стихи пронзительные своей откровенностью с одной
стороны и мрачная проза детектива с другой. Есть еще и просто рассказы и повести
с трагическим содержанием, с достоверностью жизненных коллизий.
В книге «Мой Дагестан» народный поэт Расул Гамзатов писал о том, что в ХIХ веке
паша Шамиль – народный герой Кавказа, издал указ: казнить поэтов! Мудрые визири
были удивлены нелепым приказом и осмелились сказать об этом Шамилю. Он ответил
резкой, как саблей рубанул, фразой: Настоящий поэт будет писать!
Никто в наше время не слышал и не читал в прессе о запрете писать стихи. Но
поэзию как- то отодвинули в сторону. Во времена лихолетья вырвались на свободу
агрессивные рокеры. Своими текстами, а не поэзией прорубали себе дорогу сквозь
заросший ложью застойный лес к правде. Правде обо всем. «Наши топоры лежали до
поры» – в ХIХ веке звенела во мраке лира Некрасова. А поэтическое слово замерло:
оно не рифмовалось с тревожным временем.
«Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно» – писал Данте. И
Светлана шла своим путем, где ее поэзия и проза шли вместе к свету, спасая ее
«душу от злобы и от лжи».
Тягостный быт, как спертый воздух вокруг, и «как для стихов себя спасти?» –
вопрошает Светлана. Нужда скачет, нужда плачет, и где хотя бы относительный
покой для вдохновения?
А мнимая свобода вскружила головы псевдопоэтам, правда, они признаются, что
пишут не стихи, а тексты (надо спешить!), и этот словесный мусор вываливают на неокрепшие умы юнцов.
«Я целый мир объемлю взором: в нем справедливость не царит», огорчается поэт
Ермолаева. Она не писала мемориальные стихи. Болела бы душа, а выстраданные
слова найдутся. «Художник должен давать приют всем, даже прокаженным, он должен
обладать материнским сердцем» – Нексе. «Я жалею кошек и собак, жалко стариков.
Тихой сапой гадит враг, жалко их, врагов.» «Всякое стихотворение – покрывало,
растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светят, как звезды. Из- за них
существует стихотворение», так Блок определил суть стиха.
Поэзия Светланы сверкает звездопадом. Мое восхваление непредвзято. Считая себя
ЦЕНИТЕЛЕМ всемирной и отечественной поэзии, был удивлен, что поэта
СветлануЕрмолаеву не знает Москва, Россия, русский народ. Я неоднократно
советовал ей отправить стихи в московские журналы. Она только посмеивалась над
моей наивностью и не посылала. Однажды я сказал, что если бы ее стихи прочитал
светлый поэт России Евтушенко, то он прилетел бы в Алматы и пожал ей руку. Тут
она уже не засмеялась, а заплакала. «В России стали ненужны поэты. Великая
страна простерлась ниц перед бумажкою с чужим портретом из-за каких-то дальних заграниц...»
Четыре года назад мы с ней ездили на ее Родину в Красноярск. Познакомились в
редакции газеты «Красноярский рабочий», где была опубликована моя статья об
Астафьеве, с русским писателем Эдуардом Русаковым, родом из Северного Казахстана
(его отец был казахом и бесследно исчез в лагерях). Он подарил нам три книги
своей прозы, которая вызвала у нас восторг. А в Москве о нем ни слова.
Белокаменная стойко держит оборону от всяческих варягов из глубинки: Астафьев,
Шукшин, Распутин, Вампилов, Рубцов и других. Ее врата в литературу защищают
около четырех тысяч членов союза писателей России и московского региона
писателей. Вот тут- то бы и пригодился указ легендарного Шамиля об истреблении поэтов.
«В наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки», я позволил себе напомнить
изречение любимого народами мира Чехова. «Но кто умел созидать, у того всегда
были свои вещие сны и звездные знамения», эти слова, словно блеснув молнией,
изрек Ницше. А я бы добавил: В поэтах – факел от искры Божьей. Они предназначены
донести ее до человечества. Что и делает поэт Светлана Ермолаева.
«Я-птица», в порыве вдохновения продолжает писать Светлана. И зазвенел ее стих в
полете в тонкой поэтической книжечке «Струна на ветру». Кто- то оценил звон
одинокой струны на леденящем ветру будто застывших в пространстве лет. «Стихи
высокой пробы», сказал мне как-то в разговоре о поэзии Светланы Жилкибаев, поэт, писатель, философ.
«Я так хотела быть живой, дышать, ходить, играть словами...» А на руках трое
детей: сын и дочери. И смерть жестоко заглянула в лицо Светланы: погибли муж и
сын. Эта трагедия безжалостно преследовала ее и терзала душу, выливаясь в трагические строки стихов.
1980. Умер Высоцкий. Отдушина Светланы от безысходности окружающего мира
исчезла, оставив вечную рану в ее душе. Со дня кончины нашего русского поэта она
пишет стихи, в которых никак не может поверить в его смерть и разговаривает с
ним, как с живым. Она посвятила ему три книги стихов. И 25 июля 2010 года мы
положили еще одно посвящение на могилу бессмертного поэта, восставшего против
«мнений света»: «Не уймусь уж 30 лет! Часть души – все бродит за тобою след во
след, ВЕЧНЫЙ ДРУГ ВОЛОДЯ! И все же:
Падает снег, укрывая печали,
хочется жить в осиянном миру,
хочется петь о надежном причале,
верить любви верить добру!
Есть слово «завтра» как свет надежды в конце тоннеля. Дорогу осилит идущий. Не
жалуйся на боль – вот лучшее лекарство.(Хаям).
Как известно в народе да и в научном мире, домашняя кошка укладывается у хозяина на больное место. Кошка
Чара, верная подруга Светланы, укладывалась у нее на груди и успокаивала
душевную боль. Частенько хозяйка, приходя домой, заставала Чару лежащей плашмя
на рукописях, сложенных горой на поверхности стола. И здесь верная подруга
врачевала ту же боль в написанных ночью стихах.
Во время существования передачи «Личность» телеведущая Жанна Ахметова брала
интервью в квартире Светланы. Тогда Чара мелькнула на втором плане кадра,
приостановилась, как бы прислушиваясь к диалогу двух творческих личностей. В
этой передаче впервые прозвучала моя песня на слова Светланы:
И в снежном кружеве окно,
в фате – березы.
Так в мире чисто и светло,
иссякли слезы.
А лабиринты ее криминальных драм, так она сама называет свой жанр, до сих пор
завлекают читателей, на этот раз публикуемые в газете «Калейдоскоп криминал». А
ей порой так не хватает читательского внимания, ведь она пишет для них,
нормальных людей с умом и душой. Поверьте, она благодарна и всегда старается
вывести своих читателей и почитателей стихов и прозы на светлый простор
справедливости, хотя бы в в своих произведениях, хотя бы в виде неосуществимого желания.
В Москве ее попросили изменить псевдоним Мощева как неблагозвучный. Я шутя
предложил ей «Светлана Вечная». На что она заметила вполне серьезно: «Зачем
обозначать словом то, что для меня и так ясно, что творчество вечно, неважно,
чье, но нужное людям. Пусть это будут одно- два стихотворения Лермонтова, Блока,
Есенина, Высоцкого, а может, когда нибудь и мое.
Недавно я прочитал девичьи стихи Светланы. Из записных книжечек вырвался поток
счастливой юношеской поры, когда тесен мир, когда будоражит жажда любви, и
солнцу нет покоя. ДО СИХ ПОР СВЕТЛАНА держит мысленно маленькую свечку, которой
мы стараемся осветить «мировую ночь»(Блок).
Надежда с каждым восходом солнца светится в ее глазах, ведь ее рукописи лежат
грузом на ее ранимой душе, требуют выхода к читателю. Но, увы! Я пытаюсь
поддержать ее морально, и мне не требуется особых усилий, когда ее стихи
трепетно переливаются в ноты. Мы создали больше 200 песен. Изредка они звучат по
радио, телевидению, но чаще на домашних концертах среди наших друзей и
почитателей. В этом году вышла небольшая подборка стихов Светланы в журнале
«Простор», спасибо.
Таланту нет остановки на пути к совершенству, где «вначале было слово» (Библия),
которое нужно познать до уровня вечной Поэзии. Гул божественного колокола
доносит до нас слова Бетховена: «Чувствую, что стою лишь у начала.» «Вперед, к
новым берегам!» – подхватывает Мусоргский.
Мне проще песню спеть, чем повторять уже ранее написанное о Светлане известным
казахстанским журналистом Александром Столповским, сестрой по перу Инной
Потахиной, московским литературоведом Натальей Рябинкиной и даже есть в ее
архиве мнение Виктора Астафьева о ее поэзии в личной переписке.
А писал я эти заметки за старым письменным столом Светланы, за которым она
создавала, творила, рожала почти все свои произведения, пока не освоила
компьютер. А вообще я люблю ее творчество.
Норлан Сеитов
Ноябрь 2010