Эрнст Макс
Творчество Часть 2
В историю мировой живописи немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст вошел как создатель целого ряда техник в изобразительном искусстве. Признанный гений коллажа, Эрнст искал метод "спонтанного" письма, при котором содержание картины проявлялось как бы из случайного сочетания фоновых линий и красок. Так он изобрел фроттаж (от французского слова frotter – «натирать») – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой, шероховатой поверхности. Лист помещался на неотесанное дерево, влажный паркет или кусок ткани и протирался грифелем или углем.
Таким образом создавался фоновый вид естественной фактуры, на которую Эрнст наносил краской изображения, превращая эти мотивы в причудливые ландшафты с формами, напоминающими переплетенные корни деревьев, водную поверхность или вулканическую лаву. Свои пейзажи Макс Эрнст населял фантастическими существами, дриадами, феями, нимфами, птицами и насекомыми. Сюрреалистические картины художника представляли зрителю сцены из параллельных миров. От попыток ухватить сущность вещей, передав текстуру на холсте, Эрнст переходит к работе с сюрреалистическими образами. В это время еще чувствуется влияние дадаизма, часто использовавшего провокацию как художественный метод.
Так, в 1926 году Эрнст пишет одну из своих самых знаменитых картин – «Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями: Полем Элюаром, Андре Бретоном и самим художником». После появления этой работы Эрнста отлучили от церкви, однако это отлучение и принесло живописцу мировую известность. Картина композиционно напоминает знаменитый образ Венеры, аналогичным образом наказывающей Купидона. Эрнст, видимо, сознательно решился на эпатаж, так как вместо привычных для него экспериментальных приемов он использовал технику традиционной масляной живописи, что вызвало еще большее негодование со стороны представителей католического духовенства.
Книги и альбомы о творчестве художника Макса Эрнста
В дальнейшем из эпатажной тематической эклектики у художника сформируется собственный сюрреалистический стиль. А в зрелые годы сюрреалистические образы в картинах мастера приобретут полное завершение. Также Эрнст известен как прекрасный иллюстратор. В 1925 году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история». В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах», в этой книге было опубликовано около полутора сотен рисунков художника. В последующие годы Эрнст также иллюстрировал графические романы. Картины Макса Эрнста находятся в частных собраниях и в коллекциях крупнейших музеев и художественных галерей многих стран мира.
Картины немецкого мастера сюрреализма:
Избиение младенцев, 1920, Институт искусств, Чикаго;
Дада Гоген, 1920, Институт искусств, Чикаго;
Рандеву друзей, 1922, Музей Людвига, Кельн;
Неизвестное, 1922-1923, Музей Тиссен-Борнемисца, Мадрид;
Да здравствует Любовь, 1923, Музей искусств, Сент-Луис;
Пара, 1923, Музей Бойманс ван Бенинген, Роттердам;
Гала Элюар, 1924, Музей Метрополитен, Нью-Йорк;
Художник показывает девушке голову ее отца, 1927, Галерея Шотландии, Эдинбург;
Птицы над лесом, 1929, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
Варвары, 1933, Музей Метрополитен, Нью-Йорк;
Радость жизни, 1936, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург;
Природа на восходе, 1938, Художественное собрание, Базель;
Леонора в утреннем свете, 1940 год, Музей города Брюль, Германия;
Болотный ангел, 1940 год, Художественное собрание, Базель;
Мир это сказка, 1959, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
33 девочки ловят бабочек, 1958, Музей Тиссен-Борнемисца, Мадрид;
Маттаматикс, 1948, Институт искусств, Чикаго;
Алиса в 1941 году, 1941, Музей современного искусства, Нью-Йорк.