Франс Франкен Младший
Картины и биография
Франс Франкен Младший (Frans Francken the Younger, 1581-1642) – фламандский живописец эпохи барокко, пожалуй наиболее известный мастер из большого семейства художников Франкен. Родился в 1581 году в Антверпене в семье живописца Франса Франкена Старшего и Элизабет Мертенс. Его отец был учеником и последователем ведущего художника Антверпена Франса Флориса, одного из самых известных создателей алтарных произведений своего времени во Фландрии.
Франс Франкен Младший сначала работал в семейной мастерской вместе с отцом и дядей, прежде чем стал полноправным мастером гильдии святого Луки в 1605 году. Диаконом (председателем) антверпенской гильдии художников он был избран в 1616 году. Франкен довольно быстро добился признания и стал очень успешным художником, управляя большой мастерской, художники которой выполняли впоследствии множество копий его оригинальных композиций.
Франс Франкен Младший специализировался на картинах с историческими, библейскими, мифологическими и религиозными сюжетами. Писал охотно и жанровые картины, среди которых, например, самая известная его новаторская работа "Обезьяны на кухне" (1620, Словацкая национальная галерея, Братислава) с приматами, изображающими человеческую деятельность. Помимо этого Франс Франкен Младший создал много полотен с ведьмами, колдуньями и дьявольскими шабашами.
Большая часть произведений Франса Франкена Младшего состояла из аллегорических картин. Примером является работа художника «Аллегория об отречении императора Карла V в Брюсселе». Композиция представляет собой аллегорическое представление отречения императора Карла V в Брюсселе. Император, не помышлявший свою жизнь без непрерывных войн и интриг, сидит на своем троне в окружении своих преемников брата Фердинанда I и сына Филиппа II.
Справа рядом с наследником престола Филиппом преклоняют колени дамы-олицетворения территорий империи со своими знаменами. На переднем плане представлены персонализации континентов Америки, Африки, Европы и Азии, которые преподносят щедрые дары. Слева едет бог морей Нептун на своей триумфальной колеснице в сопровождении русалок, нимф и тритонов.
Другое аллегорическое произведение художника – это композиция «Вечная дилемма человечества: выбор между Добродетелью и Пороком». Эта работа, как считается, была написана по случаю свадьбы и смешивает мифологическую и христианскую символику. Полотно представляет собой вечный выбор человечества между добродетелью и пороком и изображает три области неба, земли и ада.