Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Энгр Жан Огюст Доминик
Картины Часть 2

Энгр Автопортрет

Если историческая живопись Доминика Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века. Одним из первых французских живописцев стиля классицизма Жан Огюст Доминик Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров – эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.

Энгр Апофеоз Гомера
Апофеоз Гомера, 1826-1827, Музей Лувр, Париж
Энгр Карл X в коронационном одеянии
Карл X в коронационном одеянии, 1829, Музей Бонна-Эллей, Байонна
Энгр Дон Педро де Толедо вассал Генриха IV
Дон Педро де Толедо, вассал Генриха IV, 1832, Лувр, Париж
Энгр Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс, 1808, Музей Лувр, Париж
Энгр Зевс и Фетида
Зевс и Фетида, Музей Гране, Экс-ан-Прованс, Франция
Энгр Антиох I Сотер и Стратоника Сирийская
Антиох и Стратоника Сирийская, 1840, Музей Конде, Шантильи

Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Доминика Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805; портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр; госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения.

С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска”, 1814; “Венера Анадиомена”, 1825-1850; “Источник”, 1820-1856 (все три картины хранятся в Музее Лувр в Париже) – в последней картине французский живописец стремился воплотить идеал «вечной красоты». Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного.

Энгр Одалиска и рабыня
Одалиска и рабыня, 1842, Музей Уолтерса, Балтимор
Энгр Венера Анадиомена
Венера Анадиомена, 1825-1850, Музей Лувр
Энгр Посол Аретино и Шарль V
Посол Аретино и Шарль V, 1848, Музей изящных искусств, Лион
Энгр Луиза де Бройль графиня Оссонвиль
Луиза де Бройль, графиня Оссонвиль, 1845, Частнй фонд Фрика, Нью-Йорк
Энгр Мадонна перед чашей с причастием
Мадонна перед чашей с причастием, 1852, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Энгр Жанна д'Арк на коронации Карла VII
Жанна д'Арк на королевской коронации Карла VII, 1854, Музей Лувр, Париж

Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Позднее творчество Доминика Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.

Энгр Источник
Источник, 1820-1856, Музей д'Орсе, Париж
Энгр Плененная Анжелика
Плененная Анжелика, 1859, Музей искусств, Сан-Паулу
Энгр Турецкая баня
Турецкая баня, 1862, Музей Лувр, Париж