Кустодиев Борис Михайлович
Картины Часть 2
Центральное место в творчестве Кустодиева со времен учебы занимал портретный жанр, к которому художник начал обращаться еще во время обучения в Академии. «Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина» (1901, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) является одним из ярчайших образцов раннего творчества живописца. В усадьбе Высоково почти сразу же после свадьбы художник написал свою супругу – «Портрет Юлии Евсгафьевны Кустодиевой» (1903, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Жена художника Юлия Евсгафьевна изображена сидящей около стола на обширной деревянной террасе, к которой почти вплотную подступает зелень сада. Перед молодой женщиной стоит внимательно смотрящая на нее собака. Теплая серебристо-темная цветовая гамма, мягкий рассеянный свет, насыщенные розовые цветовые акценты создают лирическое настроение и атмосферу внутреннего покоя и уюта. С большой нежностью и любовью художник писал портреты своих детей.
Почти сразу же после появления на выставках первых работ Кустодиева он получил широкое признание публики, что принесло большое количество заказов. По признанию самого художника, заказные портреты отвлекали его от развитая, поисков своего языка и стиля. Однако и среди них были удивительно гармоничные холсты, вобравшие в себя все лучшие приемы мастера. Таковыми, например, являются «Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт» (1914, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Портрет графини Грабовской» (1917, частное собрание).
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Революцию Борис Михайлович Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни. Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения. В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, однако Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.