Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Пуссен Никола
Картины и биография

Портрет Poussin

Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), знаменитый французский живописец и рисовальщик эпохи позднего барокко и классицизма. Учился живописи у Кантена Варена и других французских художников, в частности, у Ж. Лаллемана и Ф. Элле Старшего. Значительную роль в судьбе молодого художника сыграла встреча с итальянским поэтом Джамбаттиста Марино, интерес которого к античной и ренессансной культуре сильно повлиял на Никола Пуссена. Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода являются исполненные пером и кистью рисунки (хранятся в Виндзорской библиотеке в Лондоне) к поэме Марино; под влиянием которого у художника и родилась мечта о поездке в Италию.

Пуссен Похищение сабинянок
Похищение сабинянок, 1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Пуссен Рождение Венеры
Рождение Венеры, 1636, Музей искусств, Филадельфия
Пуссен Танкред и Эрминия
Танкред и Эрминия, 1629-1631, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пуссен Разрушение Титусом храма Соломона
Разрушение Титусом храма Соломона 1635, Музей истории искусства, Вена
Пуссен Парнас
Парнас, 1630-1631, Музей Прадо, Мадрид
Пуссен Аркадские пастухи
Пастухи в Аркадии, 1637-1638, Лувр, Париж

С 1624 года Никола Пуссен избрал постоянным местом жительства – Рим (только в период 1640-1642-х годов жил в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и Караваджо. Художник также изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, серьезно занимался анатомией и математикой.

С 1620-х годов живописец Никола Пуссен стал создавать картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1631, Прадо, Мадрид).

Пуссен Ганнибал пересекающий Альпы
Ганнибал, пересекающий Альпы на слонах, 1626, частная коллекция
Пуссен Гелиос и Фаэтон
Гелиос, Фаэтон с Сатурном и четыре сезона, 1635, Музей, Берлин
Пуссен Праздник Агонии
Праздник Агонии (Танец к Янусу), 1635, Собрание Уоллеса, Лондон
Пуссен Поклонение золотому тельцу
Поклонение золотому тельцу, 1634, Национальная галерея, Лондон
Пуссен Мидас и Бахус
Мидас и Бахус, 1624-1625 годы, Старая Пинакотека, Мюнхен
Пуссен Вдохновение эпического поэта
Вдохновение эпического поэта, 1629, Лувр, Париж

За несколько лет пребывания в Риме художник обрел признание, о чем свидетельствует заказанный Пуссену образ для собора Святого Петра «Мученичество святого Эразма» (1628-1629, Ватиканская пинакотека, Рим). Французский живописец избрал нетрадиционный путь при создании этого произведения. Он не стал опираться на опыт работ мастеров барокко, подчеркивающих религиозную экзальтацию, и не стал использовать технику караваджистов. В изображении стоического сопротивления святого Эразма Пуссен находил опору в классической реалистичной натуре, а в живописной манере следовал передаче эффектов дневного света на открытом воздухе.

Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве французского живописца усиливается этико-философский пафос.

Пуссен Пейзаж с вдовой Фокиона
Пейзаж с вдовой Фокиона, 1648, Галерея Уокера, Ливерпуль
Пуссен Подвиги Ринальдо
Подвиги Ринальдо, 1633, Метрополитен-музей
Пуссен Царство Флоры
Царство Флоры, 1631, Картинная галерея, Дрезден
Пуссен Триумф Флоры
Триумф Флоры, 1631, Музей Лувр, Париж
Пуссен Пейзаж с Орфеем и Эвридикой
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1648, Лувр, Париж
Пуссен Смерть Poussin
Смерть Германика, 1627, Институт искусств, Миннеаполис

Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, французский художник Никола Пуссен добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва).

Пуссен Воспитание Бахуса
Воспитание Бахуса, 1630, Музей Конде, Франция
Пуссен Вакханалия у статуи Пана
Вакханалия у статуи Пана, 1633, Национальная галерея, Лондон
Пуссен Марс и Венера
Марс и Венера, 1630, Музей искусств, Бостон
Пуссен Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна, 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен
Пуссен Эхо и Нарцисс
Эхо и Нарцисс, 1628-1630, Лувр, Париж
Пуссен Селена и Эндимион
Селена и Эндимион, 1628-1630, Институт искусств, Детройт

Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, – все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

Frans Francken