Пуссен Никола
Картины и биография
Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), знаменитый французский живописец и рисовальщик эпохи позднего барокко и классицизма. Учился живописи у Кантена Варена и других французских художников, в частности, у Ж. Лаллемана и Ф. Элле Старшего. Значительную роль в судьбе молодого художника сыграла встреча с итальянским поэтом Джамбаттиста Марино, интерес которого к античной и ренессансной культуре сильно повлиял на Никола Пуссена. Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода являются исполненные пером и кистью рисунки (хранятся в Виндзорской библиотеке в Лондоне) к поэме Марино; под влиянием которого у художника и родилась мечта о поездке в Италию.
С 1624 года Никола Пуссен избрал постоянным местом жительства – Рим (только в период 1640-1642-х годов жил в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и Караваджо. Художник также изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, серьезно занимался анатомией и математикой.
С 1620-х годов живописец Никола Пуссен стал создавать картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1631, Прадо, Мадрид).
За несколько лет пребывания в Риме художник обрел признание, о чем свидетельствует заказанный Пуссену образ для собора Святого Петра «Мученичество святого Эразма» (1628-1629, Ватиканская пинакотека, Рим). Французский живописец избрал нетрадиционный путь при создании этого произведения. Он не стал опираться на опыт работ мастеров барокко, подчеркивающих религиозную экзальтацию, и не стал использовать технику караваджистов. В изображении стоического сопротивления святого Эразма Пуссен находил опору в классической реалистичной натуре, а в живописной манере следовал передаче эффектов дневного света на открытом воздухе.
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве французского живописца усиливается этико-философский пафос.
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, французский художник Никола Пуссен добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва).
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, – все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.