Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Картины Леонардо да Винчи, атрибуция которых неоднозначна, и копии утраченных картин великого живописца

Леонардо Портрет

Перейдём к рассмотрению картин итальянского живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), атрибуция которых неоднозначна. На этой странице также будут представлены копии утраченных картин великого мастера, выполненные художниками его мастерской.

Облик Леонардо был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, итальянский живописец, скульптор и архитектор представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Предположительно эта картина «Портрет дамы» закончена учеником художника Амброджо де Предисом
Полагают что картина мастера «Мадонна с прялкой» закончена живописцем Джованни Антонио Больтраффио
Леонардо да Винчи картина Спаситель мира
Спаситель мира, около 1500
Картина «Спаситель мира» ранее считалась работой художников Марко д’Оджоно и Франческо Мельци

Если в молодости Леонардо преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей.

Содержащиеся в рукописях великого мастера заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли гения Возрождения пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс.

Копия утраченной картины Леонардо кисти итальянского художника Джованни Антонио Бацци (Содома)
Иное название картины «Святой Иоанн Креститель в изгнании», закончена художниками мастерской
Леонардо да Винчи Мадонна с младенцами
Мадонна с младенцами, 1490
Полное название «Мадонна с младенцами Христом и Иоанном Крестителем», частное собрание

В этих результатах неустанной духовной работы великого мастера явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо в нерасторжимом единстве. Как ученый и инженер великий итальянец обогатил почти все области науки того времени.

Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).

Верроккьо и Леонардо да Винчи Крещение Христа
Крещение Христа, около 1475 года
Совместная работа с Андреа Верроккьо (кистью Леонардо написан ангел), Галерея Уффици, Флоренция
Леонардо да Винчи Мадонна Дрейфуса
Мадонна с младенцем и гранатом
Иное название «Мадонна Дрейфуса», совместная работа с Лоренцо ди Креди, Национальная галерея, Вашингтон
Леонардо да Винчи Младенцы Христос и святой Иоанн обнимаются
Объятия святых младенцев, 1500
«Христос и святой Иоанн обнимаются», копия утраченной картины кисти Марко д'Оджоно, Королевская коллекция
Леонардо да Винчи Чудо Святого Доната
Чудо Святого Доната Ареццийского
Совместная работа с Лоренцо ди Креди, 1474-1486, Музей искусств, Вустер, США
Леонардо да Винчи картина Портрет молодой невесты
Прекрасная принцесса, рисунок
Портрет молодой невесты в свадебном уборе, мастерская, 1490, частный фонд
Картина незавершена и повреждена, 1480-е, Пинакотека Ватикана, Рим

По мнению почетного профессора истории искусств Оксфорда Мартина Кемпа, на цветном пергаментном рисунке-портрете молодой невесты («Прекрасная принцесса») изображена Бьянка Сфорца, дочь герцога Милана. По случаю бракосочетания миланского полководца Галеаццо Сансеверино и Бьянки Сфорца был оформлен печатный фолиант, изготовленный в единственном экземпляре специально для этой свадьбы (хранится в Польской Национальной библиотеке). Соответствующая страница с рисунком в дальнейшем была изъята из фолианта и теперь находится в частной коллекции.

Собранные великим итальянцем наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, он высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

leonardo

Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px

И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью – жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию.

Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, великий представитель Ренессанса был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.