Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Архитектура и интерьер стиля рококо
Китайский дворец Екатерины II

С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 столетия сменился новым художественным направлением – красочно-нарядным, изысканным рококо. Сложившись в 20-е годы 18 века, рококо достигло расцвета в 30–40-е годы. В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.

Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель – утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из-под деспотической опеки королевского двора. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца 17 века, то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась, Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

Интерьер рококо 1
Интерьер Китайского дворца Екатерины II в стиле рококо
Архитектура рококо 1
Павильон Катальная горка, Ринальди, 1762-1774 годы Оранниенбаум
Архитектура рококо 2
Китайский дворец, Ринальди, 1762-1768 годы Оранниенбаум

Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Все переходы и грани закругляются. Светлый камень, приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стоп, то как бы растекается по их поверхности. Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие полосы. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в узоры и образуют «чарующий стенной убор».

Китайский дворец. Не меньшее внимание архитекторов рококо занимали и проблемы создания архитектурных ансамблей, в том числе и дворцово-парковых. Прекрасный образец подобного ансамбля представляет собой чудом сохранившийся во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс "Собственная дача" в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди с начала 60-х до середины 70-х годов 18 века. По проекту этого архитектора разбивается парк, причем планировка парков в эпоху рококо отходит от чисто регулярного типа французского парка, а всё более активно начинает включать элементы пейзажного природного парка, получившего название "английского", с лужайками и кущами деревьев, живописными аллеями и изгибающимися дорожками, водоемами неправильной формы и прекрасными видами, открывающимися неожиданно для зрителя. Не случайно эта личная, интимная резиденция Екатерины II называлась "дача" и строилась не для парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении. Этому назначению соответствует и главное жилое здание ансамбля – Китайский дворец. Он был построен по проекту того же Ринальди в 1762 – 1768 годах. В его создании принимали участие многие знаменитые мастера того времени, в том числе живописцы Дж.Б.Тьеполо, С.Бароцци, С.Торелли, П.Ротари, многие известные скульпторы, резчики, декораторы. Китайский дворец стоит на высоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована гранитом и обнесена кованой решеткой изящного рисунка. Внешний облик дворца изысканно прост. Центр его северного фасада, протяженностью 79 метров, акцентирован граненым выступом, а на концах фасада – небольшие ризалиты. Южный фасад имеет два симметричных, сильно выступающих ризалита, объединенных стеклянной галереей. Дворец одноэтажный, с большими окнами. Расчлененные полуколоннами и пилястрами стены с красивым, прихотливой формы фронтоном, несут на себе отпечаток барокко, но без мощи, пафоса, чрезмерной пластичности. Мягкость форм архитектурных элементов, бледно-розовый цвет стен, кремовый цвет декоративных деталей придают этому памятнику интимность и спокойствие, свойственные эпохе рококо.

Интерьер рококо 2
Интерьер Часы в стиле рококо
Интерьер рококо 3
Интерьер бального зала в стиле рококо

Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Помещения дворца расположены анфиладой, как это было принято и в барочных дворцах, однако здесь не создается ощущения бесконечной галереи. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Большую роль в декоративном оформлении помещений дворца играли живописные плафоны на потолках, настенные панно на аллегорические темы и великолепный наборный паркет, выполненный по эскизам Ринальди из различных ценных пород дерева. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Свое название дворец получил от великолепного, завершающего парадную анфиладу дворца с запада, Китайского зала, который в 18 веке назывался Китайской галереей. В оформлении зала отразились фантастические представления о Востоке, столь характерные для 18 века. Настенные деревянные панно, плафон, орнамент паркета, сама форма закругленных стен – всё выдержано в одной цветовой гамме и в одном стиле. Увлечение китайскими и японскими мотивами стало одним из самых распространенных модных увлечений как в Европе, так и в России. Восточные мотивы, правда, трактовались европейскими мастерами с большой долей условности, но аутентичность стилю придавали многочисленные предметы декоративного искусства и ткани, привозимые непосредственно с Востока. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. Это касается и личных покоев Екатерины, и более официальных комнат. Китайская опочивальня, Голубая гостиная, Розовая гостиная, Стеклярусный кабинет, Золотой кабинет, Зал Муз и другие помещения дворца поражают богатством фантазии и изысканным декоративным вкусом Ринальди и работавших с ним вместе мастеров. Из других архитектурных памятников ансамбля прекрасно сохранился павильон Катальная горка, построенный Ринальди в 1762 – 1774 годах у северной границы Верхнего парка. Это тридцатитрехметровое ступенчатое здание, увенчанное куполом, возведено на высоком береговом уступе. Павильон необычайно изящен и грациозен как с точки зрения архитектурно-пространственного, так и цветового решения. Белый архитектурно-пластический декор выглядит очень нарядно, празднично на фоне ярко-голубых стен. Павильон не кажется массивным, хотя размеры его велики – по высоте он равен современному двадцатиэтажноту дому. Он прекрасно вписан в окружающий пейзаж, а окружавшие его раньше спуски – горки делали эту связь еще более органичной. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди.

В середине 1750-х годов в Царском Селе частью парка завладел «китайский каприз» – самый большой в Европе ансамбль экзотических сооружений. К концу XVIII века он включал полтора десятка построек Китайской деревни – театр, несколько мостов, а также «Большой каприз» и «Малый каприз» – две «искусственные горы», прорезанные арками и украшенные китайскими беседками и оригинально посаженными деревьями. Первоначальный замысел «китайского ансамбля» в Царском Селе был создан архитектором А. Ринальди. Он предложил построить в Зверинце «китайскую деревню», китайскую оперу и китайский павильон над каналом, но не все проекты архитектора были воплощены в жизнь. Все домики Китайской деревни, построенной впоследствии, отличались друг от друга, они были маленькими, почти игрушечными, с одним или двумя окнами, но большинство из них в несколько этажей. Одни домики имели крошечные портики, другие были расчерчены рустом, третьи имели на своих крышах балюстраду. В Европе «мода на Китай» возникла еще в конце XVII века, когда стал быстро расти интерес к Дальнему Востоку. Вскоре «китайские комнаты» делаются непременной принадлежностью почти каждого европейского дворца.

В Россию «китайские затеи» проникли из Голландии, которая в XVIII веке была передовым торговым государством. Двор русских царей оказался в особо счастливом положении для потворства этой моде. Многочисленные торговые караваны ежегодно привозили множество всяких драгоценностей, при Елизавете Петровне этот товар распродавался при дворе, и на такие аукционы съезжалась вся российская знать. «Китайский зал» дворца в Царском Селе по существу являлся музеем китайского искусства. На столах и этажерках в «Китайском зале» размещалась огромная коллекция китайских изделий: резные фигурки из кости, дерева и цветного камня, красные лаковые шкатулки, великолепные фарфоровые вазы и расписные эмалевые чаши. Потолок «Китайского зала» был расписан в китайском вкусе, стены зала частью украшались китайскими картинами в рамах из черного дерева, а частью – золоченой резьбой. Резьба эта изображала китайцев под парасолями, а также пагоды, корзиночки, пальмы и другие экзотические для России растения. «Китайский зал» освещался тремя большими и тремя мезонинными окнами, расположенными с каждой стороны; две другие стены имели по две двери, тоже богато украшенные в китайском стиле. В конце XVIII века «Китайский зал» был разрушен, но некоторые его фрагменты пошли на отделку «Китайского зала» Ч. Камерона, созданного им на месте Большой парадной лестницы. Ко времени царствования императора Александра I Царское Село приобрело уже тот устоявшийся облик, который впоследствии дополнялся лишь новыми чертами в деталях, но коренным образом не менялся. А в 1820 году Александр I получил из Южной Америки от генерала Хосе Сан-Мартина, президента только что образовавшегося государства Перу, необычный подарок – нескольких экзотических животных. Лам решили разместить в Александровском парке Царского Села. В северо-западной части парка архитектор А. Менелас в 1820– 1822 годы построил комплекс зданий для заморских гостей. Комплекс состоял из невысокого, около 17 метров, четырехугольного зубчатого столпа с богато убранными помещениями. На стенах этих покоев висели картины, изображающие, как перуанцы обращаются с ламами, на каких работах их используют. Главным в этом комплексе был «зубчатый столп» – трехъярусная башня, к фасаду которой пристроили галерею на четырехгранных столбах с дорическими колоннами. В официальной переписке этот комплекс для краткости стали называть Ламским павильоном.

Междуречье
Египет
Крит
Этрурия
Эллада
Рим
Византия
Каролинги
Древняя Русь
Романское
искусство
Готика
Ислам
Буддизм
Мезоамерика
Ренессанс
Барокко
Рококо
Классицизм
Историзм
Ампир
Модерн
Органика
Конструктивизм
Модернизм
Постмодернизм
Деконструктивизм