Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Скульптура стиля модерн
Огюст Роден и Аристид Майоль

Модерн (от фр. moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века – 1910-х годов. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы – Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все – Франция; Франтишек Билек – Чехия; Герман Обрист – Германия; Жан Минне – Бельгия.

Скульптуры Огюста Родена
Скульптура модерна Поцелуй
Поцелуй, 1886 Музей Родена, Париж
Скульптура модерна Вечный идол
Вечный идол, 1889 Музей Родена, Париж
Скульптура модерна Данаида
Данаида, 1885 Частная коллекция
Роден Поэт и Муза
Поэт и Муза, 1900, Частная коллекция
Роден Вечная весна
Вечная весна, 1900, Эрмитаж,Санкт-Петербург
Роден Ромео и Джульетта
Ромео и Джульетта, 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скульптура модерна Девушка с розой на шляпе
Девушка с розой на шляпе, 1865 – 1870 Музей Родена
Роден Ева
Ева 1881, ГМИИ Москва, Россия
Роден Упавшая кариатида
Упавшая кариатида 1882, Музей Родена, Париж, Франция

Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, "Бронзовый век".

Скульптура модерна Бронзовый век
Бронзовый век, 1877,
Музей Родена, Париж

Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь "вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета.

Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты. Его работа "Вечная весна" – одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897.

Скульптуры Аристида Майоля
Майоль Помона
Помона 1910, ГМИИ, Москва
Майоль Скованная свобода
Скованная свобода 1905, Музей Майоля, Париж
Майоль Средиземное море
Средиземное море в Перпиньяне 1902-1905, Музей Майоля, Париж
Майоль Река
Река, 1938 Музей Майоля, Париж
Майоль Памятник Полю Сезанну
Памятник Полю Сезанну 1915, Сад Тюильри, Париж
Майоль Покрывало купальщицы
Покрывало купальщицы 1928, Галерея Тэйт, Лондон
Майоль Флора
Флора, 1910, ГМИИ, Москва
Майоль Три нимфы
Три нимфы, 1930-1938, Галерея Тэйт, Лондон
Майоль Венера с ожерельем
Венера с ожерельем, 1918-1928, Галерея Тэйт, Лондон
Майоль Ночью
Ночью, 1930-1938,
Галерея Тэйт, Лондон

Аристид Майоль, (Aristide Maillol) (1861-1944). Выдающийся скульптор XX века Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это "необходимым отдыхом". Мастера увлекало также искусство гобелена. В 1894 году на выставке в Брюсселе его гобелен "Очарованный сад" получил восторженный отзыв Гогена. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. Он стремился к тому, что- бы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела. Излюбленная модель – обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. Женский образ приобретал в творчестве Майоля различный аллегорический смысл, но при этом всегда сохранял естественность и красоту натуры. "Река", одна из последних крупных работ мастера, входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур. "Река" – стихия воды, быстрой, играющей, капризной, вечно изменчивой. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии. Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя "Гармония".

Междуречье
Египет
Крит
Этрурия
Эллада
Рим
Византия
Каролинги
Древняя Русь
Романское
искусство
Готика
Ислам
Буддизм
Мезоамерика
Ренессанс
Барокко
Рококо
Классицизм
Историзм
Ампир
Модерн
Органика
Конструктивизм
Модернизм
Постмодернизм
Деконструктивизм