Арт Small Bay

Архитектура модернизма, интернационального стиля

Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887–1985) – один из основоположников модернизма или интернационального стиля. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал – простота в точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машинной, современной техникой, Ле Корбюзье, в отличие от многих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов. С годами Ле Корбюзье постепенно отходит от известного аскетизма своих ранних исканий, обращает все большее внимание на образную, гуманистическую ценность зодчества. Сформулированные Ле Корбюзье пять принципов легли в основу профессиональных приемов новой архитектуры 1920–1930-х годов: 1) дом на столбах; 2) сад на плоской крыше; 3) свободный план; 4) горизонтально протяженные окна; 5) свободная композиция фасада.

Архитектура модернизма Жилой дом
Дома в стиле модернизма, Франция
Архитектура модернизма Вилла Савой
Вилла Савой, 1931, Пуасси
Архитектура модернизма Жилые дома
Жилые дома в стиле модернизма
Mikhail Nesterov

Для Ле Корбюзье характерны широта архитектурных идей, разнообразие творческих вариантов. Ле Корбюзье – самый яркий выразитель урбанистических (от латинского слова «урбас» – город) идей 1920–1930-х годов. Страстный мечтатель и вместе с тем практик, он выдвинул идею застройки города небоскребами, с новой транспортной системой и рациональным зонированием, разнообразно выявленным назначением каждого дома (диорама 1922 год – «Современный город на 3 миллиона жителей», план реконструкции центра Парижа – «План Вуазен», 1925). Его проекты решительно ломают старые представления о городской застройке, сохранившейся с эпохи феодализма, и намечают новые масштабы и пространственную организацию города 20 века. Проект идеального города современности был изложен им в книге «Урбанизм». Утопизм градостроительных идей Ле Корбюзье сказался в том, что преодоление социальных противоречий капиталистического общества он считал возможным с помощью архитектуры, ее рационального планирования, путем ликвидации противоречий между современной техникой и старой планировкой городов.

Учитывая опыт проектирования советских домов-коммун 1920-х годов, он создал свой проект «Лучезарного города» (1930) из гигантских жилых домов с коммунально-бытовым и торговым обслуживанием и садами. Наиболее известные работы Ле Корбюзье: общежитие швейцарских студентов в Париже (1930–1932), вилла "Савой" в Пуасси (1931), здание Министерства легкой промышленности в Москве (1935). В послевоенные годы Ле Корбюзье продолжал активно участвовать в творческой жизни Франции. Однако, разочарованный в возможностях реформы условий жизни города при капитализме, он отказался от широких замыслов 1920–1930-х годов. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе (1947–1952) он стремился решить проблему «идеального дома», являющегося лишь частичным осуществлением проекта «Лучезарного города». К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия, 1958).

Архитектура модернизма Жилые дома
Жилые дома в стиле модернизма, Чикаго
Архитектура модернизма Дом для семьи
Дом для семьи, Марио Ботта, Швейцария
Архитектура постмодернизма Музей цивилизации
Музей цивилизации Канада, Монреаль
Ferdinand Hodler

Школа Баухауза. Видную роль в развитии современной архитектуры и прикладных искусств сыграла деятельность крупного центра так называемого функционального направления в Германия – Баухауз, во главе с архитектором и теоретиком В. Гропиусом (родился в 1883). В проектировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее рациональному размещению и экономичной планировке. На первый план выдвигались инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания. Характерный пример–здание Баухауза (1925–1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. Оно состоит из различных корпусов правильной геометрической формы, в облике которых ясно выражено назначение каждого из них. Контрасты гладких бетонных стен и огромных окон в виде сплошных горизонтальных прорезей, отсутствие всяких декоративных деталей, крайний лаконизм архитектурного облика – наиболее типичные черты так называемого конструктивного стиля. Односторонний подход к решению функциональных задач привел к сухости и монотонности геометрических форм прямолинейных очертаний. Преувеличение роли техники и инженерии вызвало в ряде случаев их фетишизацию, преклонение перед технизацией. Показательна в этом отношении деятельность одного из теоретиков техницизма, развивавшего после 1945 года некоторые идеи функционализма,– Людвига Мис ван дер Роэ. Он разработал тип застекленных кубических зданий в 30–40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными переборками. В его архитектуре царят культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм, изысканность в деталях, но в то же время однообразие и схематизм. Монотонность определяет характер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах Западной Европы и Америки (жилые дома в Чикаго, 1950-е годы; двадцатидвухэтажное здание компании Сигрэм в Нью-Йорке, 1958).

После второй мировой войны развитие архитектуры определялось необычайно высокими достижениями и изобретениями в области строительной техники, предоставляющими архитекторам возможность самых разнообразных и смелых конструктивных и тектонических решений, отличающихся легкостью, ажурностью, выразительностью архитектурно-художественных форм. Особое значение в перекрытии огромных внутренних пространств приобретают криволинейные формы железобетонных оболочек в виде параболы, эллипса, гиперболы. Они дали возможность перекрывать без опор большие пространства. Висячие железобетонные оболочки нашли применение в спортивных и зрелищных сооружениях (например, Спортивная арена в Релей, США). Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели американского инженера Р. Б. Фуллера к созданию так называемого геодезического купола сетчатой формы (Центральный павильон выставки в Сокольниках, павильон США на ЭКСПО-67). Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном строительстве являются сооружения П. Нерви, в которых он стремится выявить конструктивные возможности железобетона и армированного цемента, применяя тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые перекрытия-скорлупы – Малый Дворец спорта в Риме (1956–1957), ангары и склады, заводские корпуса в Италии.

Развитие получают каркасно-металлические и железобетонные конструкции, в них опорой служит расположенный в центре ствол. Характерны также конструкции «висячих» многоэтажных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с тросами) к балкам и консолям. Впервые подобный принцип сочетания железобетонного каркаса и подвешенных этажей был предложен советским архитектором Г. Б. Борисовским. В архитектуре используются алюминий, пластмассы, синтетические материалы, благодаря которым стали осуществимы пластические архитектурные формы с плавными очертаниями. Крупнейшее произведение западноевропейской архитектуры послевоенного периода – Дом ЮНЕСКО в Париже (1958), выстроенный из железобетона, алюминия, пластических масс и стекла архитекторами различных стран. Он декорирован живописью, скульптурой, керамикой. Интересно здание Национального центра промышленности и техники в Париже (1958), перекрытое крупнейшей сводчатой оболочкой. Подъем переживает архитектура стран Латинской Америки. В Бразилии он связан с именем Оскара Нимейера и созданием новой столицы государства – Бразилиа. Характер планировки города и зданий осуществлен с учетом особенностей местного колорита и природы.

Междуречье
Египет
Крит
Этрурия
Эллада
Рим
Византия
Каролинги
Древняя Русь
Романское
искусство
Готика
Ислам
Буддизм
Мезоамерика
Ренессанс
Барокко
Рококо
Классицизм
Историзм
Ампир
Модерн
Органика
Конструктивизм
Модернизм
Постмодернизм
Деконструктивизм