Арт Small Bay
Курбе Картины
Йорданс Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom

Ярошенко Николай Александрович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ярошенко Николай Александрович — русский художник-жанрист и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора. Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследстии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.


Старик с табакеркой
Старик с табакеркой, 1873,
музей-усадьба художника, Кисловодск
Крестьянин
Крестьянин, 1874,
Харьковский художественный музей
Ярошенко Мария Павловна
Мария Павловна Ярошенко, 1875,
Полтавский художественный музей

Слепцы
Слепцы, 1879, Самарский
художественный музей

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь".

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской. В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.



Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование. В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка". В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.


Украинка
Украинка, 1870-е, музей-усадьба художника, Кисловодск
Девушка-курсистка
Девушка-курсистка,
1880, Русский музей
Выгнали
Выгнали, 1883, Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент


После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину "Невский проспект ночью", которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины "Кочегар" и "Заключенный", представленные на выставке передвижников.


Ярошенко Тучи
Тучи в горах, 1880
Ярошенко Шат-гора
Шат-гора на рассвете, 1884
Ярошенко Теберда
Тебердинское озеро, 1894
Эти три пейзажа находятся в мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко в Кисловодске

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская "Курсистка", юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины "Кочегар" и "Заключенный". Полотно "Курсистка" стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. Одной из лучших работ Ярошенко стала картина "Студент", появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный "исторический" портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.


Курсистка
Курсистка, 1883, Киевский
музей русского искусства
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова,
1884, Третьяковская галерея
Девочка с куклой
Девочка с куклой,
1880-е, частное собрание

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.


Успенский Глеб Иванович
Писатель Глеб Иванович Успенский,
1884, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин,
1886, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск
Плещеев Алексей Николаевич
Поэт Алексей Николаевич Плещеев,
1887, Харьковский художественный музей, Украина

Картины Николая Ярошенко. Продолжение



История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Шпрангер Картины
Аргунов Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd