Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Брейгель Питер Старший
Картины и биография

Брейгель Портрет

Брейгель Питер Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel, точнее Брёгел) (около 1525/30 – 1569), великий нидерландский живописец, прекрасный график и рисовальщик. В 1552-1553 годах посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 года – в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель Старший с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции.

От многочисленных нравоучительных картин и сатирических притч-рисунков, изобилующих гротескными и причудливыми фантастическими персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, нидерландский художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, – обе в Музее истории искусств, Вена; и другие картины, посвященные крестьянскому труду).

Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Триумф смерти”, 1562, Музей Прадо, Мадрид; “Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).

Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые” или “Притча о слепых”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве художника с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. В своих произведениях Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.