Арт Small Bay

Федотов Павел Андреевич
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Портрет художника Павла Федотова

Федотов Павел Андреевич (Fedotov Pavel Andreyevich), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Художник Павел Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский.

Федотов Завтрак аристократа
Завтрак аристократа, 1851
Федотов Свежий кавалер
Свежий кавалер, 1848
Федотов Сватовство майора
Сватовство майора, 1848
Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской картинной галерее в Москве

Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у Павла Федотова не было никаких, и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.

Федотов Разборчивая невеста
Разборчивая невеста, 1847,
Третьяковская галерея, Москва
Федотов Вдовушка
Вдовушка, 1851-1852,
Третьяковская галерея
Федотов Игроки
Игроки, 1852, Киевский
музей русского искусства

В свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. После долгих убеждений начинающий художник решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец.

Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств. С раннего утра молодой живописец засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы.

Федотов Портрет Ольга Жданович
Портрет Ольги Жданович,
1848, Курская картинная галерея
Федотов Портрет Михаил Жданович
Михаил Петрович Жданович, 1840-е, Третьяковская галерея
Федотов Портрет Петр Жданович
Портрет Петра Владимировича Ждановича, 1847, Русский музей
Федотов Амалия Легран
Амалия Легран, 1847, Национальный музей Республики Беларусь
Федотов Чернышева Наталья
Госпожа Чернышова Наталья
Петровна, 1846-1847, Русский музей
Федотов Дети Жербиных
Дети Жербиных, 1850-1851,
Русский музей

Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способности к живописи. В Москве его семье жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом из кухмистерской за 15 копеек, разделяя скудную трапезу с своим денщиком Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему офицеру солдата.

Федотов Дружинина Мария
Дружинина Мария Петровна, 1848
Федотов Все холера виновата
Все холера виновата!, 1848
Федотов Жданович Анна
Жданович Анна Петровна, 1848
Федотов Крылова Мария Ивановна
Крылова Мария Ивановна, 1850-1852
Федотов Демонкаль Ольга Ивановна
Демонкаль Ольга Ивановна, 1850-1852
Федотов Офицер и денщик
Офицер и денщик, 1850
Эти шесть вышерасположенных картин находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

На веселый характер молодого человека такая обстановка не влияла удручающим образом. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах.

Федотову все это было не по сердцу, и дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов – эта чисто славянская лениво-мощная натура. Он случайно увидел эскизы молодого живописца и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело – за жанр. Один художник чутко угадал другого; Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.

Федотов Портрет Федор Яковлев
Федор Евдокимович Яковлев, 1850, Третьяковская галерея
Федотов Портрет архитектор
Портрет архитектора,
1849, Русский музей
Федотов Портрет Крылов
Портрет Крылова Сергея Сергеевича, 1850-1851, Русский музей

В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине "Разборчивая невеста", написанной на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

Федотов Флуг Егор
Флуг Егор Гаврилович,
1848, Русский музей
Федотов Жена-модница
Жена-модница (Львица),
эскиз, 1849, Третьяковская галерея
Федотов Анкор
Анкор, еще анкор! (незавершено) 1851, Третьяковская галерея

На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная – "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою "Женитьбу", опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.


Реальный формат этого HD Video на ютубе 1280x720px ► https://youtu.be/sc814YnzLDc

Яндекс.Метрика