Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Левитан Исаак Ильич
Картины и биография

Исаак Левитан Портрет

Левитан Исаак Ильич (Levitan Isaac Ilyich), русский художник, выдающийся мастер лирического пейзажа. Родился в гордке Кибарты Сувалкской губернии Российской Империи (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 года в еврейской семье железнодорожного служащего. В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов; окончил училище в 1885 году. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкино (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890). Был членом «Товарищества передвижников».

Левитан Солнечный день
Солнечный день. Весна, 1876-1877
Левитан Осенний пейзаж
Осенний пейзаж, 1880
Левитан Слобода
Саввинская слобода, 1884
Левитан Березовая роща
Березовая роща, 1885-1889
Левитан Вечер
Вечер. Золотой Плес, 1889
Левитан Весна Большая вода
Весна. Большая вода, 1897

«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, Исаак Ильич Левитан, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Сокольники", 1879, "Мостик. Саввинская слобода", 1883).

Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885-1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888; "Вечер. Золотой Плес", 1889; "После дождя. Плес", 1889; "Свежий ветер. Волга", 1891-1895).

Левитан Тихая обитель
Тихая обитель, 1890
Левитан У омута
У омута, 1892
Левитан Вечерний звон
Вечерний звон, 1892

Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893-1894, "У омута", 1892, либо в знаменитой "Владимирке", 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки.

Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895; "Золотая осень", 1895; "Весна – большая вода", 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Русь", 1900, Русский музей) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением.

Левитан Над вечным покоем
Над вечным покоем, 1893
Левитан Ненюфары
Лилии. Ненюфары, 1895
Левитан Март
Март, 1895
Левитан Владимирка
Владимирка, 1892
Левитан Золотая осень
Золотая осень, 1895
Левитан Плес
После дождя. Плес, 1889

Умер Исаак Ильич Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900 года. Большинство картин художника находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, некоторые полотна хранятся в музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, а также в других картинных галереях и музеях. В Плесе существует дом-музей Левитана.