Арт Small Bay

Маковский Владимир Егорович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Маковский Владимир Егорович Портрет

Маковский Владимир Егорович (Makovsky Vladimir Yegorovich) – русский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца Константина Маковского. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством Василия Андреевича Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был Сергей Константинович Зарянко. В 1870 году Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».

Маковский Свидание
Свидание, 1883
Маковский На бульваре
На бульваре, 1887
Маковский Объяснение
Объяснение, 1889-1891
Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873). Художник часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879), в том числе деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; «Крестьянские дети», 1890; и другие картины).

Маковский Ночлежный дом
Ночлежный дом, 1889, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Маковский Перед объяснением
Перед объяснением, 1900, Художественный музей, Самара
Маковский Две матери
Две матери. Мать приемная и родная, 1906, Художественный музей, Самара

Со временем в тонких психологических мизансценах Владимира Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея). Наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера».

Иероним Босх Hieronymus Bosch

Самые качественные свои вещи Маковский написал в 1880-90-х годах: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) – многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).

Маковский Оправданная
Оправданная, 1882
Маковский Две сестры
Две сестры, 1893
Маковский Императрица Мария
Императрица Мария Фёдоровна, 1912

В 1893 году Владимир Егорович Маковский был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению.

Маковский Посещение бедных
Посещение бедных, 1874, ГТГ
Маковский Мать и дочь
Мать и дочь, 1886, ГТГ
Маковский Дети
Крестьянские дети, 1890, ГТГ

Целый ряд своих произведений художник посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась картина «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс.

Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 году поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького. Однако общественная актуальность уже не всегда сопровождалась большими художественными успехами.

Маковский Крах банка
Крах банка, 1881, ГТГ
Маковский Приезд учительницы
Приезд учительницы в деревню, ГТГ
Маковский Сельская школа
Сельская школа, 1883, Тульский музей
Маковский Рыбачки
Рыбачки, 1886
Маковский Кухаркины гости
Кухаркины гости, 1913
Маковский Молебен
Молебен на Пасху, 1887–1888

К началу 20 века живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно выступал Владимир Маковский также и как портретист («Художник И. М. Прянишников», 1883; «Императрица Мария Фёдоровна», 1912; и другие портреты), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в Академии художеств). Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Маковский Ожидание
Ожидание, 1875, ГТГ
Маковский Малороссия
Малороссия, 1885
Маковский Трактир
В трактире, 1887
Маковский Девочка с гусями
Девочка с гусями, 1875
Маковский Прощание
Прощание. К венцу, 1894
Маковский Беседа
Беседа. Идеалист и материалист, 1900
Маковский Владимир Первый фрак
Первый фрак, 1892
Маковский Владимир Оптимист и пессимист
Оптимист и пессимист, 1893
Маковский Владимир Вечернее общество
Вечеринка, 1875-1897
Фердинанд Ходлер Ferdinand Hodler