Арт Small Bay

Модильяни Амедео
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Портрет Modigliani

Модильяни Амедео (Modigliani Amedeo) (1884—1920), итальянский живописец, скульптор, график, рисовальщик; принадлежал к «Парижской школе». Родился Модильяни в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться искусству живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств, главным образом, у живописца Джованни Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «маккьяйоли», родственное французскому «ташизму».

Средиземноморский пейзаж Modigliani
Средиземноморский пейзаж,
1918, частное собрание
Девочка в голубом платье Modigliani
Девочка в голубом,
1918, частная коллекция
Обнаженная на подушке Modigliani
Обнаженная на подушке,
1917, частное собрание
Кипарисы и дома Modigliani
Кипарисы и дома,
1918, частная коллекция
Виолончелист Modigliani
Виолончелист,
1909, частное собрание
Лежащая девушка Modigliani
Лежащая обнаженная,
1917, частная коллекция

В 1903 году, переехав в Венецию, Амедео Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году Модильяни впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых».

В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих мастеров.

Модильяни Ван Мейден
Портрет госпожи ван Мейден,
1917
Модильяни Жоан Эбютерн
Жанна Эбютерн,
1918
Модильяни Желтый свитер
Желтый свитер,
1918
Модильяни Маргарита
Портрет Маргариты,
1918
Модильяни Девушка на животе
Нагая, лежащая на животе,
1917
Модильяни Супруги
Супруги (Невеста и жених),
1916
Фотография Modigliani

Фото Modigliani

Об этом свидетельствуют работы 1908-1909 годов («Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, — обе в частном собрании, Париж). Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись треченто и виртуозно сложная графика маньеристов — источники вдохновения мастера.

Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, Модильяни словно воссоздавал свой собственный образ модели.

Модильяни Сидящая модель
Сидящая модель,
1917
Модильяни Альмаиза обнаженная
Альмаиза обнаженная,
1918
Модильяни Эльвира в белом
Эльвира в белом воротнике,
1918
Модильяни Эльвира
Обнаженная Эльвира,
1918
Модильяни Альмаиза на софе
Альмаиза на софе,
1916
Модильяни Сидящая Альмаиза
Сидящая Альмаиза,
1916

В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

Виктор Васнецов Viktor Vasnetsov

В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусства, Сан-Паулу) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей картин художника. В образах невинной Алисы (1915, Государственный художественный музей, Копенгаген), эксцентричной Берты Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), утонченной Луни Чековской (1919, частное собрание, Милан), мечтательной Жоан Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви. Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны — при полной своей бездейственности и отсутствии мимики. Психологически портретны даже его знаменитые «ню», обнаженная натура.

Модильяни Алиса
Алиса,
1915
Модильяни Хаим Сутин
Портрет Хаима Сутина,
1916
Модильяни Двое
Двое,
1918
Модильяни Полетта Журден
Портрет Полетты Журден,
1919
Модильяни Женщина с запрокинутыми руками
Молодая женщина с запрокинутыми
руками, 1917
Модильяни Женщина в черном галстуке
Женщина с черной лентой,
1917
Модильяни Девушка в блузе
Юная девушка в полосатой блузе,
1917
Модильяни Рыжая женщина
Молодая рыжая женщина,
1918
Модильяни Модель
Уснувшая модель,
1917
Модильяни Луня Чековская
Портрет Луни Чековской в профиль,
1919
Модильяни Жан Кокто
Жан Кокто,
1917
Модильяни Ученик
Молодой ученик,
1919

В 1911 году художник создал 16 рисунков - портретов Анны Ахматовой. Столь же портретны ню Модильяни («Лежащая ню с бусами», 1917, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Ню сидящая», 1912, Институт Курто, Лондон). В них, как и в карандашных рисунках художника или в исполненных в технике пастели и акварели «Кариатидах» (1909, Национальный Музей современного искусства, Париж), можно почувствовать руку скульптора. При жизни Амедео Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания. Модильяни скончался 24 января 1920 года. Мировое признание получил посмертно.

Top Mail.ru