Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Нестеров Михаил Васильевич
Картины и биография

Михаил Васильевич Автопортрет

Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail Vasilyevich), русский художник, выдающийся мастер историко-религиозного и портретного жанра. Родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников. Также обучался в Академии художеств (1881-1884) у П. П. Чистякова. Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890-1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Нестеров Выбор царской невесты
Выбор царской невесты, 1887-1888, Музей, Архангельск
Нестеров За приворотным зельем
За приворотным зельем, 1888, Саратовский музей
Нестеров Пустынник
Пустынник, 1888-1889, Третьяковская галерея
Нестеров Богоматерь с Младенцем
Богоматерь с Младенцем, 1890, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве
Нестеров Святая Ольга
Святая Ольга, 1892, Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора
Нестеров Великомученица Варвара
Великомученица Варвара, 1894, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве

На раннем этапе творчества исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея, Москва; "Выбор царской невесты. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской", 1887, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск).

В дальнейшем, позднее, художник усиливает в образах на своих полотнах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888, Художественный музей, Саратов; "Два лада", 1905, Нижегородский художественный музей), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888-1889; "Труды преподобного Сергия", обе картины в Третьяковской галерее в Москве).

Нестеров Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею, 1890, Третьяковская галерея
Нестеров Под Благовест
Под Благовест, 1895, Русский музей
Нестеров На горах
На горах, 1896 год, Киевский музей русского искусства
Нестеров Труды преподобного Сергия
Труды преподобного Сергия, ГТГ
Нестеров Преподобный Сергий Радонежский
Сергий Радонежский, 1899, ГРМ
Нестеров Царевич Дмитрий
Царевич Дмитрий, 1899, ГРМ

Знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему преподобному Сергию Радонежскому; 1889-1890, Третьяковская галерея) – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Эта картина произвела сенсацию в художественнных кругах, явившись по сути манифестом символизма в русской религиозной изобразительной традиции. Словосочетания «нестеровский отрок» и «нестеровский пейзаж» стали нарицательными после появления этого холста с атмосферой видения чуда.

Михаил Васильевич Нестеров активно работал также и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Нестеров Зима в скиту
Зима в скиту, 1904, Башкирский художественный музей, Уфа
Нестеров За Волгой
За Волгой, 1905, Астраханская галерея
Нестеров Два лада
Два лада, 1905, Нижегородский художественный музей