Нестеров Михаил Васильевич
Картины и биография
Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail Vasilyevich), русский художник, выдающийся мастер историко-религиозного и портретного жанра. Родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников. Также обучался в Академии художеств (1881-1884) у П. П. Чистякова. Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890-1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).
На раннем этапе творчества исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея, Москва; "Выбор царской невесты. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской", 1887, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск).
В дальнейшем, позднее, художник усиливает в образах на своих полотнах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888, Художественный музей, Саратов; "Два лада", 1905, Нижегородский художественный музей), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888-1889; "Труды преподобного Сергия", обе картины в Третьяковской галерее в Москве).
Знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему преподобному Сергию Радонежскому; 1889-1890, Третьяковская галерея) – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Эта картина произвела сенсацию в художественнных кругах, явившись по сути манифестом символизма в русской религиозной изобразительной традиции. Словосочетания «нестеровский отрок» и «нестеровский пейзаж» стали нарицательными после появления этого холста с атмосферой видения чуда.
Михаил Васильевич Нестеров активно работал также и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.