Арт Small Bay

Рерих Николай Константинович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Рерих Портрет

Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholay Konstantinovich), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.

На зов колоколов
На зов колоколов, 1897,
Музей Рериха, Нью-Йорк
Заморские гости
Заморские гости, 1901,
Третьяковская галерея
Баян
Баян, 1910,
Русский музей

В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков художник написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания).

Витязь
Витязь, 1910,
Русский музей
Ангел Последний
Ангел Последний, 1912,
Музей Рериха, Нью-Йорк
Великая жертва
Великая жертва, 1912, Эскизы
к балету «Весна священная»


Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов в картинах художника нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).

Святой остров
Святой остров, 1917,
Русский музей, Санкт-Петербург
Жемчуг исканий
Жемчуг исканий, 1924,
Музей Рериха, Нью-Йорк
Матерь мира
Матерь мира, 1924,
Музей Рериха, Москва



Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П. Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.

Сергий Строитель
Сергий Строитель, 1924
Знаки Христа
Знаки Христа, 1924
Дозор Гималаев
Дозор Гималаев, 1925
Эти три картины находятся в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха в Москве

Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1920 переехав в США, художник основал там вместе с женой Еленой Ивановной Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.

Мадонна Орифламма
Мадонна Орифламма, 1932
Святой Сергий Радонежский
Святой Сергий Радонежский, 1932
Святой Франциск
Святой Франциск, 1932
Эти три картины находятся в Музее Николая Константиновича Рериха в Нью-Йорке

Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией художника и общественного деятеля становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929 году. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие). Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение.

Странник Светлого Града
Странник Светлого Града, 1933,
Музей Рериха, Нью-Йорк
Лотос
Лотос, 1933,
Музей Рериха, Нью-Йорк
Христос в пустыне
Христос в пустыне, 1933,
Музей Рериха, Москва

Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 году.

Весть Шамбалы
Весть Шамбалы, 1933,
Аллахабадский музей, Индия
Великий дух Гималаев
Великий дух Гималаев, 1934,
Музей Рериха, Нью-Йорк
Армагеддон
Армагеддон, 1935-1936,
Музей Востока, Москва

В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий (1902–1960) и художник Святослав (1904–1993). Умер художник в Кулу 13 декабря 1947 года. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н. Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Биографическая справка подготовлена на основе материалов

Оттуда
Оттуда, 1936,
Музей Рериха, Нью-Йорк
Сострадание
Сострадание, 1936,
Государственный музей, Рига, Латвия
Земля Славянская
Земля Славянская, 1943,
Музей Рериха, Москва