Арт Small Bay

Рерих Николай Константинович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Рерих Портрет

Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholay Konstantinovich), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.

Рерих На зов колоколов
На зов колоколов,
1897, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Заморские гости
Заморские гости,
1901, Третьяковская галерея
Рерих Баян
Баян,
1910, Русский музей

В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков художник написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания).

Рерих Витязь
Витязь,
1910, Русский музей
Рерих Ангел Последний
Ангел Последний,
1912, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Великая жертва
Великая жертва, 1912 год, Эскизы декорации к балету «Весна священная»

Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов в картинах художника нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).

Уильям Голд William Gold

Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П. Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914).

Рерих Святой остров
Святой остров,
1917, Русский музей
Рерих Жемчуг исканий
Жемчуг исканий,
1924, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Матерь мира
Матерь мира,
1924, Музей Рериха, Москва
Рерих Сергий Строитель
Сергий Строитель, 1924
Рерих Знаки Христа
Знаки Христа, 1924
Рерих Дозор Гималаев
Дозор Гималаев, 1925
Эти три картины находятся в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха в Москве

Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.

Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1920 переехав в США, художник основал там вместе с женой Еленой Ивановной Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии.

Рерих Мадонна Орифламма
Мадонна Орифламма, 1932
Рерих Святой Сергий Радонежский
Святой Сергий Радонежский, 1932
Рерих Святой Франциск
Святой Франциск, 1932
Эти три картины находятся в Музее Николая Константиновича Рериха в Нью-Йорке

В 1923 году Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета. Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией художника и общественного деятеля становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929 году.

Рерих Странник Светлого Града
Странник Светлого Града,
1933, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Лотос
Лотос,
1933, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Христос в пустыне
Христос в пустыне,
1933, Музей Рериха, Москва

Духовным итогом путешествий Рериха явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие). Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение.

Рерих Весть Шамбалы
Весть Шамбалы,
1933, Аллахабадский музей, Индия
Рерих Великий дух Гималаев
Великий дух Гималаев,
1934, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Оттуда
Оттуда,
1936, Музей Рериха, Нью-Йорк

Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 году.

Рерих Армагеддон
Армагеддон,
1935-1936, Музей Востока, Москва
Рерих Сострадание
Сострадание,
1936, Государственный музей, Рига
Рерих Земля Славянская
Земля Славянская,
1943, Музей Рериха, Москва

В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий (1902–1960) и художник Святослав (1904–1993). Умер художник в Кулу 13 декабря 1947 года. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н. Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.

Уотерхаус Джон Уильям Waterhouse John William