Арт Small Bay

Cуриков Василий Иванович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Cуриков Портрет

Cуриков Василий Иванович (Surikov Vasily Ivanovich), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств.

Пир Валтасара
Пир Валтасара,
1874, Русский музей
Апостол Павел объясняет догматы веры
Апостол Павел объясняет догматы веры, 1875, Третьяковская галерея
Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни,
1881, Третьяковская галерея

Итогом учебы Сурикова в Академии художеств стала картина "Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту". Окончив Академию в 1875 году, Василий Иванович Cуриков с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.

Меншиков в Березове
Меншиков в Березове,
1883, Третьяковская галерея
Римский карнавал
Римский карнавал,
1884, Третьяковская галерея
Боярская дочь
Боярская дочь,
1886, Русский музей


Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.



Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".

Картина "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Степан Разин
Степан Разин,
1903-1907, Русский музей
Матвеева Наталья Федоровна
Матвеева Наталья Федоровна, 1909,
Харьковский художественный музей

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Русский музей; "Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие произведения русского исторического живописца всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь русский живописец выступает предтечей новых направлений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов ("Автопортрет", Третьяковская галерея; "Портрет княгини Щербатовой", Саратовский художественный музей; "Человек с больной рукой", Русский музей; все работы - 1913). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.

Княгиня Щербатова
Княгиня Щербатова П.И., 1913,
Саратовский художественный музей
Большой маскарад
Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря Ромодановского Ивана Федоровича

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.