Арт Small Bay
Художники Италии

Дизайн Bottom
Cуриков Портрет

Cуриков Василий Иванович

Картины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Cуриков Василий Иванович (Surikov Vasily Ivanovich), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств.


Cуриков Пир Валтасара

Пир Валтасара,
1874, Русский музей
Cуриков Апостол Павел объясняет догматы веры

Апостол Павел объясняет догматы веры,
1875, Третьяковская галерея
Cуриков Утро стрелецкой казни

Утро стрелецкой казни,
1881, Третьяковская галерея

Итогом учебы Сурикова в Академии художеств стала картина "Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту". Окончив Академию в 1875 году, Василий Иванович Cуриков с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.


Cуриков Меншиков в Березове

Меншиков в Березове,
1883, Третьяковская галерея
Cуриков Римский карнавал

Римский карнавал,
1884, Третьяковская галерея
Cуриков Боярская дочь

Боярская дочь,
1886, Русский музей

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.


Cуриков Боярыня Морозова

Боярыня Морозова,
1887, Третьяковская галерея
Cуриков Взятие снежного городка

Взятие снежного городка,
1891, Русский музей
Cуриков Сибирская красавица

Сибирская красавица Рачковская Екатерина Александровна, 1891, ГТГ

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".


Cуриков Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком,
1895, Русский музей
Cуриков Переход Суворова через Альпы

Переход Суворова через Альпы,
1899, Русский музей
Cуриков Горожанка

Горожанка. Емельянова Александра
Ивановна
, 1902, ГТГ

Картина "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.


Cуриков Степан Разин

Степан Разин,
1903-1907, Русский музей
Cуриков Генералиссимус Суворов

Генералиссимус Суворов Александр
Васильевич
, 1907, Русский музей
Cуриков Матвеева Наталья Федоровна

Матвеева Наталья Федоровна, 1909,
Харьковский художественный музей

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Русский музей; " Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда Суриков в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь Суриков выступает предтечей новых течений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, и другие картины). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.


Cуриков Посещение царевной женского монастыря

Посещение царевной женского
монастыря
, 1912, Русский музей
Cуриков Княгиня Щербатова

Княгиня Щербатова П.И., 1913,
Саратовский художественный музей
Cуриков Большой маскарад

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря Федора Юрьевича Ромодановского

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.








История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Мифология | Астрология | Магия | Библиотека | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004 © Small Bay Ltd