Арт Small Bay
Художники Италии

Дизайн Bottom
Суриков Автопортрет

Суриков Василий

Картины и биография Василия Сурикова
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Суриков Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни, 1881
Третьяковская галерея, Москва

Cуриков Василий Иванович (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств.

Окончив Академию в 1875 году, Василий Иванович Cуриков с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.

Суриков Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы, 1899
Русский музей, Санкт-Петербург
Суриков Взятие снежного городка
Взятие снежного городка, 1891
Русский музей, Санкт-Петербург
Суриков Боярыня Морозова
Боярыня Морозова, 1887
Третьяковская галерея, Москва
Суриков Меншиков в Березове
Меншиков в Березове, 1883
Третьяковская галерея
Суриков Посещение царевной женского монастыря
Посещение царевной женского монастыря, 1912, Русский музей

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".

Картина "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.


Cуриков Пир Валтасара Cуриков Римский карнавал Cуриков Портрет Александры Емельяновой Cуриков Сибирская красавица Портрет Екатерины Рачковской Cуриков Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту
Пир Валтасара
1874
Римский карнавал
1884
Портрет Александры Емельяновой, 1902 Сибирская
красавица
, 1891
Апостол Павел объясняет догматы веры Агриппе

Cуриков Покорение Сибири Ермаком Cуриков Генералиссимус Суворов Cуриков Портрет княгини Щербатовой Cуриков Портрет Натальи Федоровны Матвеевой Cуриков Степан Разин
Покорение Сибири Ермаком, 1895 Генералиссимус
Суворов
, 1907
Портрет княгини Щербатовой, 1913 Портрет Натальи Матвеевой, 1909 Степан Разин
1903-1907

Cуриков Боярская дочь

Боярская дочь
Эскиз к картине Боярыня Морозова

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Русский музей; " Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда Суриков в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь Суриков выступает предтечей новых течений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, и другие картины). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.



Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.




История зарубежного искусства






Живопись | Скульптура | Фотоискусство | История | Мифология | Астрология | Библиотека | Карта сайта | О проекте

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004 © Small Bay Ltd