Избиение младенцев
Живопись эпохи барокко
Картина мастера болонского академизма Гвидо Рени «Избиение младенцев». Размер картины 268 x 170 см, холст, масло.
Вифлеемское избиение младенцев – событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме. Это – один из актов
кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что
захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Его не могла не поразить весть, что с далекого
Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники – волхвы – и спрашивали, где родился царь иудейский,
которому они хотят поклониться и принесть дары.
Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Ему было указано древнее пророчество, что местом рождения Мессии должен быть Вифлеем. Чтобы еще более увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Мессию, сообщили ему в точности, где он находится: "чтобы и мне пойти поклониться Ему" – добавил царь. Волхвы, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанною вестью. Зная только одно – что будущий царь иудейский еще грудной младенец (так как на Востоке матери обыкновенно кормят своих детей грудью в течение двух лет), Ирод издал повеление избить в Вифлееме всех младенцев мужеского пола "от двух лет и ниже" (Матфей, II, 16).
О том, как производилось это избиение, ничего не известно. По преданию, детей было избито 14000; память их чтится православной церковью 29 декабря. Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Несколько странным кажется, что Иосиф Флавий, подробно описывая царствование Ирода, ничего не говорит об избиении младенцев в Вифлееме; но этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода. Намек на Вифлеемское избиение младенцев некоторые исследователи находят у Макробия, по словам которого "император Август, будучи извещен о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: "лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном".
Свидетельство это довольно позднее (Макробий жил около 400 года нашей эры), но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не ранее V века (мозаичное изображение в церкви Марии Великой в Риме, миниатюра в сирийском евангелии Раввулы и другие образцы искусства).