Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Фантен-Латур Анри
Картины и биография

Фантен-Латур Анри (Fantin-Latour Henri) (1836–1904), французский художник и литограф. Родился Анри Фантен-Латур 14 января 1836 года в Гренобле. Первым учителем Фантен-Латура был отец, портретист. Вместе с семьей в 1851 году Анри переезжает в Париж, поступает в мастерскую де Буабодрана. Но подлинных учителей Фантен-Латур находит в Лувре – Тициана, Веронезе, Ван Дейка, Ватто.

Фантен-Латур Цветы
Цветы, 1860
Государственный Эрмитаж
Фантен-Латур Лимон яблоки и тюльпаны
Лимон, яблоки и тюльпаны, 1865
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фантен-Латур Розовые и белые розы
Розовые и белые розы, 1872
Музей изящных искусств, Гренобль

Подружившись с художником Уистлером, Анри подолгу живет в Англии (4 раза за период с 1859 года по 1881 год), где приобретает известность. Сближается с прерафаэлитами, особенно с Россетти. В 1863 году Анри Фантен-Латур принимает участие в "Салоне отверженных", с 1864 – регулярно выставляется в Салоне (официальном), вначале в основном портретами: "Эдуард Мане" (1867, Чикаго, Институт искусств), "Мадам Фантен-Латур" (Гренобль, Музей изящных искусств), "Две сестры" (1859, Антверпен, Музей), "Портрет четы Эдвардсов" (1875, Вашингтон, Национальная галерея искусства), "Чтение" (1877, Лион, Музей изящных искусств).

Известность получили групповые портреты Фантена-Латура. Художник пишет людей искусства, близких ему по духу: "В честь Делакруа" (1864), "Мастерская в Батиньоле" (1870), "У фортепьяно" (1885, все – Париж, музей Орсе) и другие картины. Анри Фантен-Латур создает яркие индивидуальные образы и в то же время передает особую атмосферу творческого содружества – перед нами единомышленники.

Фантен-Латур – мастер натюрморта. Живописец с любовным вниманием, легким и точным прикосновением кисти выписывает лепестки, тычинки, листья цветов, от его букетов веет свежестью. Столь же хороши у него фрукты и ягоды: "Клубника и бокал вина" (1869, Гренобль, Музей изящных искусств), "Цветы в глиняной вазе" (1883, Санкт-Петербург, Эрмитаж), "Натюрморт" (1866, Вашингтон, Национальная галерея искусства).

Картина Анри Фантен-Латура "Розовые и белые розы".
Розы, изображенные на картине, кажется, излучают свет на фоне темной стены. Срезанные цветы из-за недолговечности их существования часто воспринимаются как символ быстротечности жизни. Художник лепит каждый лепесток густым пастозным мазком. Градации цвета переданы с помощью розовой и белой красок, положенных отдельно, без предварительного смешивания их на палитре. В ранний период Фантен-Латур работал в традиционной манере, принятой парижским Салоном. Однако романтическое видение художника побудило его отказаться от канонов академизма. С 1865 года он выставляется вместе со своими друзьями-импрессионистами, включая Эдуарда Мане.

Помимо натюрмортов Фантен-Латур известен своими композициями с фигурами. Одна из них изображает Эдуарда Мане и его друзей–художников перед портретом Эжена Делакруа. Порой художник обращается к миру аллегорий, фантастических идей и образов, изображая нимф, одетых в причудливые одеяния; нередко это как бы видения, навеянные музыкальными темами Шумана, Вагнера, Берлиоза – композиторов, которых любил Фантен-Латур. Аллегорическая композиция подобного рода – "Годовщина" (1876, Гренобль, Музей изящных искусств). Фантен-Латура связывала дружба со многими художниками-импрессионистами, хотя сам мастер работал в более традиционной манере. Фантен-Латур исполнил также серию литографий, служащих иллюстрацией к музыке Вагнера и других композиторов-романтиков. Скончался Анри Фантен-Латур 25 августа 1904 года в Буре, Орне.