Фотрие Жан
Творчество и биография
Фотрие Жан (Fautrier Jean) (1898–1964), французский художник, один из крупнейших представителей абстрактного искусства и информализма (Art Informel). Жан Фотрие родился 16 мая 1898 года в Париже. Внебрачный сын торговца картинами из Лондона, Фотрие получил воспитание у своей бабушки, в Ирландии. В 15 лет, после смерти отца и бабушки он переехал с матерью в Лондон, где, начиная с 1913 года, обучался в Королевской академии художеств.
В 1917 году Фотрие призвали во французскую армию, в боях художник был тяжело ранен. После войны, в начале 1920–х годов Фотрие возвратился в Париж. Портретные работы Фотрие этого периода отмечены влиянием примитивизма ("Тирольские женщины в праздничных костюмах", или "Воскресная прогулка", Париж, Национальный музей современного искусства). В сериях 1926–1930 – "Горные пейзажи", "Ледники", "Обнаженные", "Разделанные туши" – экспрессивная живопись приближается к грани абстрактного искусства ("Голубое озеро II", 1926, Париж, Музей современного искусства; "Ледник", 1926, Фрибур, галерея Лиммер).
Первая персональная выставка картин Жана Фотрие, которая не имела особого успеха, состоялась в 1927 году, в галерее Бернхайм. С началом мирового кризиса картины художника начинают плохо продаваться, и он до конца 1930–х годов проживал в Италии, в Южном Тироле, где климат более благоприятен для его простреленных легких.
После занятия немцами Парижа Фотрие возвратился во Францию, где принимал участие в Движении Сопротивления. В 1943 году переходит на нелегальное положение, скрывается в Шатне-Малабри. В этом же году Жан Фотрие был арестован гестапо, но затем освобожден; поселился в Шатне-Малабри, между домом умалишенных и местом, отведенным для расстрелов. В этот период художником выполнены первые картины большой серии "Заложники" (Otages), в которых эмоциональное состояние ужаса, негодования передано особой живописной техникой: толстый красочный слой, нанесенный поверх наклеенной на холст бумаги, обрабатывался глубокими бороздами, царапинами, затем присыпался порошковой краской и покрывался лаком. Вздутые, истерзанные фигуры в этих работах А. Мальро назвал "иероглифами страданий", таковы картины ("Еврейка", 1943, Париж, Музей современного искусства; "Расстрелянный", 1943, Женева, частное собрание; "Голова заложника", 1944, Фрибур, галерея Лиммер). После выставки серии произведений военных лет "Заложники", к художнику приходит мировая известность и признание.
Картина Жана Фотрие "Сара".
Расположенная в центральной части картины неправильная форма с рельефной фактурой представляет искаженную женскую фигуру. Поверх бумаги, наклеенной на
холст, художник накладывал шпателем густые красочные массы, а затем покрывал их порошковой краской и закреплял поверхность лаком. Фотрие прибегал к
этому уникальному методу в период своего творческого подъема, когда чаще всего изображал ужасы войны.
Видимо, эта трудоемкая, но исполненная внутреннего драматизма техника давала ему возможность с наибольшей силой выразить свое отношение к мировым событиям. Свободный мазок и тяжелая фактура свидетельствуют о близости художника к направлению абстрактного искусства информализма. На протяжении своей творческой деятельности, весьма активной и многосторонней, художник создал множество произведений, в том числе рисунки, офорты, скульптуры. Для работ Фотрие характерна глубокая, порой драматическая серьезность, проистекающая из пережитого и увиденного в годы Второй мировой войны. До 1954 года Жан Фотрие занимался выпуском репродукций, затем снова начал писать картины. В 1959 году Жан Фотрие участвовал в выставке произведений современного искусства в Касселе; в следующем году Фотрие, совместно с Гансом Хартунгом завоевал Большой приз венецианского биеннале. Скончался Жан Фотрие 21 июля 1964 года в Шатне-Малабри.