Халс Франс
Картины и биография
Халс Франс (Hals Frans) (между 1581 и 1585–1666), голландский живописец. Учился в 1600–1603 у Карела ван Мандера и работал в Харлеме. Ранним портретам (“Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия”, 1616, Музей Франса Халса, Харлем), жанровым сценам (“Супружеская пара в парке”, 1622, Государственный музей, Амстердам), образам евангелистов (“Евангелист Лука”, “Евангелист Матфей”, около 1623–1625, – оба в Музее западного и восточного искусства, Одесса) Халса свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм с помощью плотных мазков.
В конце 1620–х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов нидерландского общества – от офицерства и богатых бюргеров (портрет Виллема ван Хейтхёйсена, около 1625–1636, Государственный музей, Вадуц) до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа (“Цыганка”, Лувр, Париж , “Мулат”, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, “Малле Баббе”, Картинная галерея, Берлин-Далем, – все около 1630).
Живописная манера Халса обретает ко времени 1630–х годов необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни.
В этот же период Халс напряженно работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая ему жизненную непосредственность и мотивированную убедительность (“Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана”, 1633, Музей Франса Халса). С 1640–х годов психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона (“Регенты госпиталя Святой Елизаветы”, 1641, музей Франса Халса; портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага).
В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных
и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами (“Мужчина в черной
одежде”, около 1650–1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), нередко
появляются ноты безысходности и горького пессимизма (“Регентши приюта для
престарелых”, 1664, Музей Франса Халса).
В старости Халс впал в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса
и испытавших его воздействие других мастеров голландской и фламандской живописи
17 века – Адриан Брауэр , братья Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стен и другие.
Картина Франса Халса “Портрет молодого человека с черепом в руках”.
Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей
энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру
импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши. Впечатление
живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы
выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее
всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены
Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни. Череп
представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную
силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII
века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему
быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и
выражения. Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения
в личность модели у его современника Рембрандта.