Лукас ван Лейден
Картины и биография
Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden) (1489 или 1494–1533), по прозвищу Лука Лейденский, нидерландский живописец и гравер эпохи Возрождения. Учился у своего отца – Хуго Якопса и К. Энгелбректса. Работал в Лейдене; в 1521–1522 годах посетил Антверпен, в 1527 году – Мидделбург.
В ранний период творчества Лука Лейденский работал как мастер резцовой гравюры на меди (“Магомет и монах Сергий”, 1508), позже обращался к офорту и ксилографии, испытал влияние Альбрехта Дюрера. В своих картинах художник Лукас ван Лейден стремился сочетать правдивость и точность передачи отдельных фигур и деталей с созданием целостной, жизненно-выразительной сцены, с ощущением жизни как сложного, динамичного и противоречивого явления.
Глубокий интерес к человеческой индивидуальности, поиски психологической выразительности образов придают им черты эмоциональной напряженности и внутренней взволнованности (“Святой Антоний”, 1511, Музей старинного искусства, Брюссель). Гравюрам Луки Лейденского свойственен точный выразительный, несколько нервный рисунок (“Коровница”, гравюра на меди, 1510).
Лукас ван Лейден писал жанровые сцены (“Игра в шахматы”, около 1510, Картинная галерея, Берлин-Далем), замечательные по жизненной свежести портреты (автопортрет, около 1514, Музей герцога Ульриха, Брауншвейг). Присущие искусству Луки Лейденского элементы карнавальности, красочность, жизнелюбивая искренность проявились и в его позднем творчестве, когда он обращался к приемам романизма (“Исцеление иерихонского слепца”, 1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина Лукаса ван Лейдена “Игроки в карты”.
Группа мужчин и женщин, одетых в модные фетровые шляпы и красочные платья, сидит
вокруг стола за карточной игрой. Другие безучастно наблюдают или проявляют более
активный интерес к происходящему. Эта очаровательная картина с ее богатством
ярких цветов и продуманной композицией свежа и привлекательна. Превосходный
рисовальщик, ван Лейден любил изображать занимательные сцены из повседневной
жизни. В возрасте девяти лет он выучился живописи по стеклу, а всего год спустя
стал профессиональным гравером. Считается, что его учителем был отец, однако все
работы отца утрачены. Ван Лейден вместе с Мабюзе совершил путешествие по
Фландрии, устраивая банкеты в честь местных живописцев; он также побывал в
Италии. В его многочисленных гравюрах на дереве и металле можно заметить влияние
Альбрехта Дюрера. Считается, что ван Лейден первым начал использовать для
офортов медь вместо железа.