Тенирс Давид
Картины и биография
Тенирс Давид Младший (Teniers David) (1610–1690), фламандский живописец. Учился в Антверпене у своего отца, живописца Тенирса Старшего; с 1651 года жил в Брюсселе, был придворным живописцем и директором картинной галереи эрцгерцога Леопольда Вильгельма (выполнил копии картин этой галереи, изданные в гравюрах в 1660), инициатором создания в 1665 году Антверпенской Академией художеств.
Тенирс писал небольшие, отличающиеся тщательной живописной манерой жанровые сцены, главным образом идиллические картины крестьянского быта (“Деревенский праздник”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), трактованные в жанровом духе религиозные композиции (“Блудный сын”, 1644, Лувр, Париж), пейзажи (“Горный пейзаж”, 1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Давид Тенирс мастерски исполнял пронизанные скрытой иронией портреты (групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий, 1643, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), юмористические, но имеющие морально-аллегорический подтекст сцены с обезьянами (“Обезьяны, играющие в карты”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Несколько пестрый, локальный колорит ранних произведений Тенирса в зрелый период его творчества сменяется изысканной светло-серебристой гаммой.
Картина Давида Тенирса “Картинная галерея эрцгерцога Леопольда”.
Шпалера живописных полотен выставлена для обозрения в галерее, принадлежащей
правителю Испанских Нидерландов Леопольду Вильгельму Австрийскому. Рост
художественного собирательства в течение XVII столетия наблюдался повсеместно; в
результате у аристократии, дворянства и богатых банкиров скопились обширные
коллекции произведений современных художников и мастеров Ренессанса. Эта комната переполнена узнаваемыми
картинами Тициана, Питера Пауля Рубенса, Рафаэля, Джорджоне и Аннибале Карраччи; многие из них теперь находятся в
Художественно-историческом музее в Вене.
Эрцгерцогу – крупному человеку с бородой – показывает картины сам Тенирс, который был назначен придворным художником и хранителем коллекции Леопольда. За время своей долгой и успешной карьеры художник сделал много копий с картин из собрания эрцгерцога и создал более двух тысяч собственных произведений на всевозможные сюжеты.