Пирам и Фисба
Искусство Германии 15 и 16-го веков.
Фисба, в греческом мифотворчестве легендарная красавица, возлюбленная Пирама. Они жили в соседних домах и полюбили друг друга, но их родители, враждовавшие между собою, не хотели допустить брачного союза молодой пары.
Однажды они договорились о встрече в лесу, но случилось так, что лев растерзал и запятнал кровью одеяние Фисбы. Пирам, придя на условленное место, нашел лишь окровавленное платье Фисбы и, подумав, что она погибла, закололся мечом.
Красавица Фисба, вернувшись на место свидания, нашла труп Пирама и с горя убила себя его же мечом.
Художник и скульптор Рименшнейдер не сумел преодолеть в своем искусстве позднеготическую традицию – она особенно сказывается в его алтарях, в частности в рельефах, лишенных пространства и объема, перегруженных утрированно подчеркнутыми деталями. Но в некоторых его поздних работах, созданных уже в 16 веке, он отбрасывает готическую орнаментацию, ищет спокойных ренессансных орнаментальных мотивов, пытается придать лицам ясное спокойствие (например, в надгробии епископа фон Бибра в Вюрцбурге) и явно выраженные портретные черты.
Наряду с Гольбейном Старшим Рименшнейдер является мастером переходного стиля; его позднее творчество тесно связано также и с историей немецкого искусства начала 16 века. Яркие произведения были созданы в конце 15 века скульпторами, работавшими на периферии немецких земель. Алтарь св. Вольфганга в Сент Вольфганге работы тирольского живописца Михаэля Пахера был своего рода последним грандиозным созданием поздней готики, пронизанным в то же время новыми реалистическими исканиями. О живописных частях этого алтаря уже шла речь выше; центральной частью алтаря является огромное резное деревянное изображение небесного коронования Марии с фигурами святого Вольфганга и святого Бенедикта по сторонам.
Трудно найти более виртуозное по своему мастерству произведение, созданное искусством резчика и столяра; бесконечное сплетение уходящих ввысь готических архитектурных конструкций, буйно и прихотливо нагроможденных ломающихся складок драпировок, с ювелирной тщательностью выточенных драгоценных украшений, корон, ангельских крыльев, епископских жезлов в руках святых и других узорных, изощренно прихотливых деталей привлекает внимание к этому внушительному созданию позднеготического искусства, имеющему себе мало равных не только в Германии.