Земной Рай, композиция Видения загробного мира
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры. В этом страшном мире растут невиданные деревья, стоят странные сооружения, совсем не похожие на те, что существуют в жизни. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века – времени, когда был предсказан Конец света, в наглядные образы, обладающие такой невиданной эмоциональной убедительностью.
Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» или «Сцены загробной жизни», исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. Но вот как эти четыре доски были сгруппированы – попарно одна над другой или традиционно, последовательно друг за другом, – тут мнения расходятся. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное.
Перейти к следующей работе мастера ►