Святой Иероним в келье
Искусство Германии 15 и 16-го веков. Гравюры Альбрехта Дюрера.
В гравюре «Святой Иероним в келье» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду. Фигура Иеронима, погруженного в переводы священных книг, – средоточие композиционных линий, подчиняющих себе множество повседневных деталей интерьера, ограждающих ученого от волнений и суеты мира. Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов. Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта. Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя.
Царит невозмутимая тишина. На поду дремлют укрощенный лев и собака. «Святой Иероним в келье» воплощает образ ясной человеческой мысли. Художественный язык Дюрера в гравюрах на меди тонкий и разнообразный. Он применял параллельные и перекрестные штрихи, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы («Святой Иероним в келье») добивался поразительной прозрачности теней, богатства вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. К 1515–1518 годам относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта.
Перейти к следующей работе мастера ►