Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Период зрелости в творчестве Микеланджело

После смерти папы Юлия II Микеланджело закончил работу над его надгробием в более скромном, чем первоначальный замысел, варианте. В связи с этой работой были исполнены статуи двух пленников (около 1513, Париж, Лувр), не вошедшие, однако, в окончательное решение, и статуя Моисея (1515–1516, Рим, церковь Сан-Пьетро ин Винколи), обессмертившая надгробие. В образах пленников решительно усиливается то ощущение трагического разлада, неразрешимого конфликта между человеком и враждебными ему силами, которое было заложено в некоторых образах Сикстинской капеллы. «Скованный пленник» еще оказывает титаническое сопротивление, стремясь освободиться от сковывающих его пут. В «Умирающем пленнике» господствует тема страдания, сломленного сопротивления, покоя, переходящего в вечный сон. Чувство трагического никогда еще не было раскрыто с такой полнотой.

Микеланджело Вечер
Вечер (Сумерки)
Микеланджело Утро
Утро (Аврора)

Как образ несокрушимой мощи возникает разгневанный пророк Моисей, возмущенный отступничеством своего народа и поднимающийся в защиту справедливости и свободы. Художник достиг громадной пластической силы в раскрытии кульминации драматического конфликта. Для его выражения он преувеличивает мощность героя, усиливает движение разворотом торса, широких плеч. Лицо пророка властно привлекает концентрированностью душевного движения, остротой взгляда. Многоплановость композиции, рассчитанной на рассмотрение спереди и под углом, подчеркнута разнообразием пластических эффектов, выразительностью замкнутого силуэта.

Решительный перелом в мировоззрении Микеланджело происходит к концу 1530-х годов и связан с наступлением кризиса ренессансной культуры. Падение под натиском иноземных завоевателей Рима, второе изгнание из Флоренции Медичи, героическая оборона республиканской Флоренции, в которой участвовал Микеланджело, падение республики – все это оказывает сильнейшее воздействие на творчество великого художника.

В условиях усиливающегося террора Микеланджело ведет работу над надгробиями Медичи в капелле при церкви Сан-Лоренцо, построенной по его проекту. Небольшое, перекрытое куполом, квадратное в плане помещение капеллы с белыми стенами, расчлененными темно-серыми мраморными пилястрами, производит впечатление стройного единства и драматической мощи. Друг против друга, на противоположных стенах капеллы размещены гробницы герцогов Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского (1520–1534). Их статуи заключены в ниши – это не портреты, а скорее олицетворения различных типов человеческих характеров, образы идеальных героев.

michelangelo

Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px

На саркофагах, стоящих перед нишами, расположены могучие обнаженные фигуры – аллегории «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь» как символы текущего времени, образы, полные тревоги и беспокойства. Фигуры времен суток едва удерживаются на саркофагах, чувство глубокого напряжения усиливается контрастом между физической силой, совершенством пропорций их тел и выражением страдания и внутреннего надлома, ощутимого в их лицах. Идеально прекрасен образ Ночи, погруженной в тяжелые сновидения. Поражает трагизмом и титаничностью образ Дня. Его сумрачный лик почти угрожающ.

Все компоненты капеллы сочетаются воедино, ее архитектура и скульптура составляют пронизанный единой мыслью величавый монументальный ансамбль. Настроения Микеланджело, выраженные в образах капеллы Медичи, подтверждены и тем его четверостишием, которым он от имени Ночи ответил на сонет, посвященный ей поэтом Строцци:
Молчи, прошу, не смей меня будить!
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(Перевод Ф.И. Тютчева)

Последние годы жизни Микеланджело проводит в Риме, в обстановке нарастающего духовного одиночества. Но и в эти годы усиления общественной реакции, нового наступления католической церкви Микеланджело не утрачивает веры в человека. Он создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд» (1535–1541). Она трактована как грандиозная космическая катастрофа. Обнаженные фигуры ангелов, святых, грешников увлекает неумолимый поток стихийного движения, которому они не могут противостоять. В центре композиции – Христос, наделенный титанической мощью. С гневом вершит он суд над человечеством. Полны трагизма, величия и внутренней одухотворенности скульптурные группы «Пьета» (около 1550–1555, Флоренция, собор Санта-Мария дель Фьоре) и «Пьета Ронданини» (1555–1564, Милан, Кастелло Сфорцеско).

К этому же периоду относится величайшее из архитектурных сооружений Микеланджело – собор св. Петра в Риме, где вновь торжествуют высокие гуманистические представления. В создании собора св. Петра, который должен был свидетельствовать о мощи католицизма и Папского государства, принимали участие поочередно Браманте и Рафаэль, Перуцци и Антонио да Сангалло Младший, но решающее значение в возведении этого крупнейшего культового здания Рима имел Микеланджело. Архитектурную задачу он решил как скульптор, для которого главным средством выражения была масса, пронизанная движением, ритмом. По его проекту был принят центрический план, но в нем усилены монолитность и динамичное напряжение. Расчлененные пилястрами большого ордера, стены завершаются тяжелым аттиком. Над всем господствует мощный купол, покоящийся на массивном барабане и увенчанный фонарем. Купол достраивался уже после смерти его гениального создателя. Все формы здания взаимосвязаны, даны в движении, в борьбе. Пилястры находят продолжение в выступах аттика, в больших спаренных колоннах, окружающих барабан, и малых, повторяющих тот же мотив, вокруг фонаря, в ребрах купола. Пластичность и цельность архитектурного образа, новое понимание Микеланджело задач пространственных решений, величественных и монументальных, и вместе с тем особая напряженность и борьба архитектурных форм предвосхищают черты зодчества следующего периода.

Влияние Микеланджело на современных ему художников и последующие поколения огромно. Однако мастера, непосредственно с ним соприкасавшиеся, заимствовали только внешние формы, отдельные мотивы его произведений, не связывая их с пониманием глубоких противоречий и трагизма эпохи, которые нашли отражение в искусстве Микеланджело.