Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Микеланджело Буонарроти
Картины, фрески, скульптуры

Микеланджело Портрет

Создаваемым Микеланджело Буонарроти в росписи свода Собора Святого Пертра образам и характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме капеллы приглушенных изысканных цветов. Титаническая сила, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков на своде Сикстинской капеллы: читающих книги Захария и Даниила, глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу.

В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и над архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви, а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II.

Для усыпательницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), итальянский скульптор создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр). А также четыре неоконченные фигуры рабов (1532-1534), в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными.

Образы пророков на своде Сикстинской капеллы

Мироощущение итальянского скульптора и живописца в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи – в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени.

В 1534 году Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).

Микеланджело эскиз Иона
Ветхозаветный пророк Иона (над фреской «Страшный Суд»)
Микеланджело эскиз Тондо Аньоло и Магдалены Дони
Тондо для Аньоло и Магдалены Дони, 1506, Галерея Уффици
Микеланджело эскиз Погребение Христа
Погребение Христа, 1500-1501, Национальная галерея, Лондон

К последним скульптурным работам великого мастера относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, была разбита автором и восстановлена его учеником М. Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии.

С 1546 года итальянский скульптор и архитектор руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей.

В плане собора святого Петра итальянский скульптор и архитектор, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Буонарроти была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником великого мастера архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Фрески и скульптуры Микеланджело Часть 1 ►

Картины и скульптуры Микеланджело Часть 2 ►

Творчество Микеланджело Буонарроти ►

Период зрелости в творчестве Микеланджело ►

Edgar Degas