Андреа дель Кастаньо
Картины и биография
Андреа дель Кастаньо (Andrea del Castagno) (около 1421–1457)
Флорентинский живописец эпохи Раннего Возрождения. Как художник Кастаньо сформировался под влиянием мастеров флорентийской школы – Мазаччо,
Донателло, Уччелло. Работал главным образом во Флоренции и, возможно, в Риме (1454).
Установлено, что в начале 1440–х годов Андреа дель Кастаньо работал в Венеции, где в церкви Сан Дзаккариа (в капелле Сан Таразио) сохранились остатки его Фрески, датированной 1442, написанной в сотрудничестве с Франческо да Фаэнца.
Вместе с Пьеро делла Франческа и Доменико Венециано в 1451–1453 годах Кастаньо работал над несохранившимися фресками в капелле
Сант Эджидио (во время болезни Андреа в 1454 году его заменил Алессо Бальдовинетти).
Последней работой художника была фреска «Тайная вечеря» в больнице Санта Мариа Нуова (не сохранилась). Исполненные жизненной энергии, грубовато-выразительные, мужественные образы Кастаньо воплощают характерные черты ренессансной личности (фрески «Девять знаменитых людей», в том числе портреты Данте, Боккаччо, Петрарки, кондотьера Пиппо Спано, между 1445 и 1457, ныне в монастыре Сант-Аполлония во Флоренции, превращенном в музей Кастаньо).
Собственно, главные из сохранившихся работ собраны в музее Андреа дель Кастаньо в помещении трапезной бенедиктинского монастыря Санта Аполлониа во Флоренции: «Распятие» монастыря дельи Анджели (1449–1454), «Пьета» в люнете над дверью, «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб» и «Воскресение» (1445–1450); девять портретов энаменитых людей иэ виллы Пандольфини-Кардуччи в Соффиано (около 1450 года). Другие работы: две фрески в церкви Сантиссима Аннунциата «Спаситель со святым Юлианом» и «Троица со святым Иеронимом» (1454–1455), фреска «Распятие» в церкви Санта Мариа дельи Анджели.
Интересны также иные произведения мастера: конный портрет Никколо Толентино во Флорентинском соборе (1456), витраж глазка купола «Положение во гроб» (1444, там же). Алтарный образ «Успение Богоматери» (в Берлине), «Распятие» в национальной галерее в Лондоне; «Святой Себастьян» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, «Давид» и «Мужской портрет» в национальной галерее в Вашингтоне. В 1951 году под снятыми фресками Андреа Кастаньо обнаружены предварительные наброски красителем красного цвета, свидетельствующие о мастерстве живописца как рисовальщика.
Для живописной манеры Кастаньо характерны энергичная, близкая к скульптурной моделировка форм, звучный колорит, напряженная выразительность поз и ракурсов, часто придающая работам драматическую остроту (росписи в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, 1454–1455).