Арчимбольдо Джузеппе
Картины и биография
Арчимбольдо Джузеппе (Arcimboldo Giuseppe) (1526-1593), итальянский живописец периода маньеризма. Родился в Милане в знатной семье. Дед Арчимбольдо был архиепископом, отец – художником. Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно также, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В 1562 году художник был приглашен ко двору Габсбургов в Вену в качестве портретиста и придворного мастера императора Фердинанда I, однако тот вскоре умер после прибытия итальянского живописца.
К счастью, император Максимилиан II, а затем и его младший сын Рудольф II решили выполнить контракт Арчимбольдо. В детстве Рудольф II очень привязался к художнику, который создавал грандиозные театральные представления в честь мальчика, например, спектакль, в котором шестилетний Рудольф в доспехах играл роль рыцаря-гнома в окружении взрослых, изображающих диких гигантов и монстров-великанов.
В 1563 году художник пишет первую серию портретов, составленных из овощей и фруктов и других элементов растительного мира. По возвращении в Италию Джузеппе Арчимбольдо продолжает исполнять свои тематические портреты, причем часто предметы, составляющие фигуры моделей соотносятся с родом их занятий (например, «Портрет библиотекаря», 1565, составленный из книжных томов).
Картина «Овощи в миске» (или «Садовник») является одной из нескольких картин художника, которую можно смотреть как в обычном, так и в перевернутом виде. Художник показывает на холсте натюрморт с одной точки зрения и портрет с другой (этот вариант иногда называют «палиндром Арчимбольдо»). Считается, что Арчимбольдо создавал свои работы сначала как натюрморты, а затем вращал их, чтобы настроить лица. Рентгенологические данные показывают, что этот процесс часто требовал от художника менять цвет некоторых из плодов, а также и менять их позиции.
Сходство таких работ с визуальной головоломкой отвечало в те времена духу ренессансных загадок, а зрители подобных произведений «испытывали такое же удовольствие, как если бы они играли в игру». С начала 20-го века такие работы Арчимбольдо, как «Овощи в миске», «Корзина с фруктами» и другие, также стали интересны для психологов и ученых, занимающихся оптическими иллюзиями, скрытыми множественными изображениями и распознаванием лиц.
При поддержке Максимилиана II живописец в 1563 году исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового 1564 года. Эти, более раннии версии картин из серии «Времена года», хранятся в Музее истории искусства в Вене, художественном музее Денвера, коллекции Мэнил в Хьюстоне и в Баварском собрании живописи в Мюнхене. Другие картины из цикла «Времена года» были созданы художником в 1573 году, в настоящее время они хранятся в Музее Лувр в Париже.
Вблизи картина Джузеппе Арчимбольдо «Лето» кажется чем-то наподобие воплощения мечты эеленщика. Но если несколько отступить назад, возникает очертания человеческой головы. Она сплошь составлена из летних плодов и овощей, но известно, что Арчимбольдо Джузеппе использовал также изображение горшков, кастрюль и даже рабочих инструментов, создавая свои загадочные образы.