Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Арчимбольдо Джузеппе
Картины Часть 2

Арчимбольдо Джузеппе Автопортрет

Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театральное оформление всех художественных представлений. В то же самое время художник работал и в качестве инженера, создателя фонтанов, принимал участие в основании музея искусств.

Арчимбольдо Юрист
Юрист, 1566, Национальный
музей Швеции
Арчимбольдо Вода
Вода, 1566, Музей
истории искусства, Вена
Арчимбольдо Официант
Официант, 1574,
частное собрание

На службе у Габсбургов в Австрии и Богемии художник состоял с 1562 по 1587 год; сначала – при имперском дворе Фердинанда I в Вене – как портретист-копировщик, затем, когда в 1564 году правителем Священной Римской империи становится Максимилиан II, Арчимбольдо назначается художником для театрально–художественного оформления всех мероприятий при императорском дворе.

Mikhail Nesterov

Арчимбольдо на долгие годы становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это – чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление (сюжет – смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот занял трон Габсбургов.

Арчимбольдо Огонь
Огонь
Арчимбольдо Земля
Земля
Арчимбольдо Воздух
Воздух

Картины из цикла «Четыре стихии» 1566 года, «Воздух» и «Земля» хранятся в частных собраниях. В Музее истории искусства в Вене есть еще две картины из серии «Четыре стихии». Их следует интерпретировать в связи с сезонным циклом Арчимбольдо: «лето» соответствует «огню», «зима» соответствует «воде», «весна» – «воздуху» и «осень» – «земле». «Огонь» с медалью золотого руна и медальоном с двумя орлами наиболее явно намекает на императора Максимилиана II.

После смерти Максимилиана II в 1576 году его сын Рудольф II стал новым императором Священной Римской империи. Рудольф II был известен своим современникам как величайший меценат в мире, а Прага при императоре Рудольфа стала одним из ведущих центров искусств и наук на европейском континенте. Прага стала местом общения и сотрудничества многих художников, ученых и писателей. Это междисциплинарное перекрестное взаимодействие оказало сильное влияние на живопись Арчимбольдо, помогая ему сочетать классическую аллюзию и аллегорию с современными новациями и техниками живописи.

Арчимбольдо Император Рудольф II в образе Вертумна
Рудольф II (Вертумн),
1590, Замок Скоклостер
Арчимбольдо Флора Меретрикс
Флора Меретрикс, около
1590, частная коллекция
Арчимбольдо Автопортрет
Автопортрет, 1587,
Музей Чивико Ала Понзоне, Кремона

В Праге художник работал декоратором и постановщиком праздничных представлений. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и, естественно, Прага). При дворе Рудольфа II, кроме всего прочего, Арчимбольдо изобретал и гидравлические машины. Кроме живописных работ, художник исполнял и другие придворные обязанности – приобретение произведений искуства для императорской коллекции, а также проектирование и устройство различных водных сооружений. Одиннадцать лет, в течение которых художник служил Рудольфу II, были, вероятно, пиком его карьеры.

В 1587 году Арчимбольдо покинул двор в Праге, чтобы вернуться в Милан в дом своей семьи. Именно в Милане он создал свою самую известную работу «Вертумн» – портрет Рудольфа II, который был представлен римским богом плодородия и метаморфоз в природе и жизни. На портрете изображено лицо Рудольфа, состоящее из фруктов и цветов, символизирующее идеальный баланс и гармонию с природой, которую представляло его правление. Художник отправил «Вертумн» в качестве дара Рудольфу зимой 1591 года. Первого мая 1592 года Рудольф II пожаловал своему другу детства титул графа Палатина, который гарантировал Арчимбольдо и его наследникам постоянный доход и статус в течение многих поколений. Джузеппе Арчимбольдо скончался вскоре после этого 11 июля 1593 года в своем доме в Милане.

Влияние Арчимбольдо на современников было на удивление минимальным. Картины итальянского живописца считались странноватыми, хотя им иногда подражали. Лишь в 20 веке его творчество было заново открыто модернистами и сюрреалистами. Признание художник получил только тогда, когда сюрреалисты увидели в нем своего единомышленника, любившего зрительные каламбуры. Отголоски стиля Арчимбольдо нередко можно видеть в работах Пабло Пикассо, Джорджа Гросса, Рене Магритта и, особенно, Сальвадора Дали, который назвал Арчимбольдо «отцом сюрреализма».

Картины Арчимбольдо Часть 1 ►

Картины Арчимбольдо Часть 2 ►

Frederic Leighton