ArtLine

Арчимбольдо Джузеппе
Картины Часть 2

Арчимбольдо Джузеппе Автопортрет

Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театральное оформление всех художественных представлений. В то же самое время художник работал и в качестве инженера, создателя фонтанов, принимал участие в основании музея искусств.

Арчимбольдо Юрист
Юрист, 1566, Национальный
музей Швеции
Арчимбольдо Вода
Вода, 1566, Музей
истории искусства, Вена
Арчимбольдо Официант
Официант, 1574,
частное собрание

На службе у Габсбургов в Австрии и Богемии художник состоял с 1562 по 1587 год; сначала – при имперском дворе Фердинанда I в Вене – как портретист-копировщик, затем, когда в 1564 году правителем Священной Римской империи становится Максимилиан II, Арчимбольдо назначается художником для театрально–художественного оформления всех мероприятий при императорском дворе.

Арчимбольдо на долгие годы становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это – чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление (сюжет – смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот занял трон Габсбургов.

Арчимбольдо Огонь
Огонь
Арчимбольдо Земля
Земля
Арчимбольдо Воздух
Воздух

Картины из цикла «Четыре стихии» 1566 года, «Воздух» и «Земля» хранятся в частных собраниях. В Музее истории искусства в Вене есть еще две картины из серии «Четыре стихии». Их следует интерпретировать в связи с сезонным циклом Арчимбольдо: «лето» соответствует «огню», «зима» соответствует «воде», «весна» – «воздуху» и «осень» – «земле». «Огонь» с медалью золотого руна и медальоном с двумя орлами наиболее явно намекает на императора Максимилиана II.

После смерти Максимилиана II в 1576 году его сын Рудольф II стал новым императором Священной Римской империи. Рудольф II был известен своим современникам как величайший меценат в мире, а Прага при императоре Рудольфа стала одним из ведущих центров искусств и наук на европейском континенте. Прага стала местом общения и сотрудничества многих художников, ученых и писателей. Это междисциплинарное перекрестное взаимодействие оказало сильное влияние на живопись Арчимбольдо, помогая ему сочетать классическую аллюзию и аллегорию с современными новациями и техниками живописи.

Арчимбольдо Император Рудольф II в образе Вертумна
Рудольф II (Вертумн),
1590, Замок Скоклостер
Арчимбольдо Флора Меретрикс
Флора Меретрикс, около
1590, частная коллекция
Арчимбольдо Автопортрет
Автопортрет, 1587,
Музей Чивико Ала Понзоне, Кремона

В Праге художник работал декоратором и постановщиком праздничных представлений. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и, естественно, Прага). При дворе Рудольфа II, кроме всего прочего, Арчимбольдо изобретал и гидравлические машины. Кроме живописных работ, художник исполнял и другие придворные обязанности – приобретение произведений искуства для императорской коллекции, а также проектирование и устройство различных водных сооружений. Одиннадцать лет, в течение которых художник служил Рудольфу II, были, вероятно, пиком его карьеры.

В 1587 году Арчимбольдо покинул двор в Праге, чтобы вернуться в Милан в дом своей семьи. Именно в Милане он создал свою самую известную работу «Вертумн» – портрет Рудольфа II, который был представлен римским богом плодородия и метаморфоз в природе и жизни. На портрете изображено лицо Рудольфа, состоящее из фруктов и цветов, символизирующее идеальный баланс и гармонию с природой, которую представляло его правление. Художник отправил «Вертумн» в качестве дара Рудольфу зимой 1591 года. Первого мая 1592 года Рудольф II пожаловал своему другу детства титул графа Палатина, который гарантировал Арчимбольдо и его наследникам постоянный доход и статус в течение многих поколений. Джузеппе Арчимбольдо скончался вскоре после этого 11 июля 1593 года в своем доме в Милане.

Влияние Арчимбольдо на современников было на удивление минимальным. Картины итальянского живописца считались странноватыми, хотя им иногда подражали. Лишь в 20 веке его творчество было заново открыто модернистами и сюрреалистами. Признание художник получил только тогда, когда сюрреалисты увидели в нем своего единомышленника, любившего зрительные каламбуры. Отголоски стиля Арчимбольдо нередко можно видеть в работах Пабло Пикассо, Джорджа Гросса, Рене Магритта и, особенно, Сальвадора Дали, который назвал Арчимбольдо «отцом сюрреализма».

Картины Арчимбольдо Часть 1 ►

Картины Арчимбольдо Часть 2 ►

Ferdinand Hodler