Карлеварис Лука
Картины и биография
Карлеварис Лука (Carlevaris Luca) (1663–1730)
Итальянский живописец венецианской школы эпохи барокко. Родился в Удине.
С 1679 жил и работал в Венеции; в 1685–1690–х годах посетил Рим, где испытал влияние работ Дж. Паннини и Г. Ван Виттеля.
Карлеварис был высокообразованным человеком, профессором математики. На портрете
кисти венецианца Б. Наццари (Оксфорд, Музей Эшмолеан) Карлеварис изображен с
циркулем, глобусом, книгами, занятым науками.
Строящиеся по законам сценического пространства городские виды Луки Карлевариса всегда замкнуты архитектурными постройками, перегружены фигурками людей. Он любил изображать многолюдные сцены, вдохновляясь, по-видимому, произведениями римских мастеров бамбоччаты. В полотнах «Вход английского посла во Дворец дожей» (Бирмингем, Художественный музей), «Пьяццетта во время карнавала» (Венеция, частное собрание), «Площадь Сан Марко» (1720, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) с присущей художнику четкостью распределены освещенные и затененные зоны, в которых размещены отдельные группы людей, уравновешены цветовые пятна костюмов горожан, собравшихся на площади.
С математической точностью Лука Карлеварис рассчитывал размеры изображаемого пространства, оптический ракурс, распределение света и тени, прибегая к помощи камеры-обскуры. Карлеварис заслужил прозвище Лука да Дзенобио, так как его покровителем был венецианский меценат Дзенобио, украшавший ведутами художника свой дворец. Произведения мастера охотно покупали и английские туристы, среди которых он тоже имел покровителей.
Более поэтичны ведуты Карлевариса с изображениями маленьких венецианских площадей (кампи и кампьелло) и расположенными на них церквами Санта Мария делла Формоза, Сан Моизе, Санта Мария деи Мираколи. В них почти нет фигур, и сами эти живописные церкви являются главным украшением тихих уголков Венеции. Городской вид выглядит в его ведутах не как сценическая декорация, а как пейзаж, в котором передано световоздушное пространство. Особым очарованием обладают и ведуты Карлевариса со старыми средневековыми мостами – «Мост в Вероне» (Венеция, частное собрание), «Церковный мостик у Санта Мария делла Салюте» (Хартфорд, Атенеум), здесь он вводит стаффаж, словно сопоставляя приметы истории и жизнь современного города.
Издание гравюр по выполненным с помощью оптической камеры рисункам Луки Карлевариса, предпринятое венецианцем Доменико Ловиза в 1703 году, оказало значительное влияние на развитие ведуты в 18 столетии и популяризацию ее в офорте. Карлеварис создавал также парадные портреты своего покровителя графа Бальби и членов его семейства (Портрет Катарины Бальби, Венеция, Реццонико). Дочь Луки Карлевариса Марианна Карлеварис (1703–1750) была художницей, последовательницей Розальбы Каррера и также писала портреты семейства Бальби (Портрет Корнелии Фосколо Бальби, Венеция, Музей Коррер), детские портреты в нежной серебристо-голубой и пепельной гамме. Умер Лука Карлеварис в 1730 году в Венеции.