Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Джованни ди Паоло
Картины и биография

Джованни ди Паоло (Giovanni di Paolo) (1403–1482)
Итальянский художник периода поздней готики и проторенессанса. Дата рождения Джованни ди Паоло неизвестна, она установлена на основании первого существующего документа, в котором фигурирует его имя – он датирован 1423 годом. Произведения, которые Джованни ди Паоло создал до 1426 года не сохранились.

Джованни ди Паоло Святая Кларисса спасает моряка потерпевшего крушение
Святая Кларисса спасает моряка, потерпевшего крушение, 1455–1460, Государственный музей, Берлин

Самое раннее из известных произведений Джованни – так называемый «Полиптих Печчи» (1426). В его центре находилась картина «Мадонна с ангелами» (ныне в Кастельнуово Берарденга, Препозитура), по бокам створки с изображением «Св. Доминика» и «Иоанна Крестителя» (ныне Сиена, Пинакотека), а в нижнем ряду евангельские сцены – «Воскрешение Лазаря», «Несение креста», «Снятие с креста» (Балтимор, Галерея Уолтерса), и «Распятие» (Альтенбург, Музей Линденау).

Причудливая фантазия и крайне новаторская для своего времени (15 век) поразительная экспрессия произведений живописца Джованни ди Паоло отражают необычный взгляд на мир, который был присущ этому мастеру (например в этой картине «Святая Кларисса спасает моряка, потерпевшего крушение»). Не случайно в начале 20 века особый интерес к нему проявляли художники – экспрессионисты и сюрреалисты. Мир сказочного сна, или готической грёзы, созданный Джованни ди Паоло, был равнодушен к суете флорентийских художественных новаций.

Несмотря на то, что разные искусствоведы видят в произведениях Джованни ди Паоло разные реминесценции из творчества художников-современников Джованни, или сиенских мастеров первой половины 14 века (в качестве «доноров», у которых Джованни ди Паоло заимствовал те или иные элементы, приемы или некий творческий дух, приводятся имена Таддео ди Бартоло, Грегорио ди Чекко, Джентиле да Фабриано, Сассетта, Симоне Мартини, и Амброджо Лоренцетти), этот мастер создал свой, исключительно индивидуальный стиль, который легко узнаваем даже для непрофессионального взгляда.

Новшества, привнесенные в 15 веке в сиенскую живопись, в частности, Сассеттой, оказали на произведения Джованни ди Паоло лишь формальное воздействие. Например, в сценах «Полиптиха Фонди» (1436, «Распятие», «Введение во храм», «Бегство в Египет» – Сиена, Пинакотека; «Поклонение волхвов» – Оттерло, музей Крёллер-Мюллер) мотивы, будто бы заимствованные у Сассетты, трансформированы в ирреальные, готические мотивы, с пейзажами, напоминающими фрески Амброджо Лоренцетти.

Паоло ди Джованни был современником Веккьетты и Пьетро ди Джованни д'Амброджио, видел их живопись, что-то у них заимствовал, но переводил все заимствования на какой-то архаический язык. Он написал несколько вариантов «Распятия»(1440, Сиена, Пинакотека; 1440, церковь Сан Пьетро Овиле; Дублин, Национальная галерея) и несколько сцен из жизни Иоанна Крестителя (Чикаго, Художественный институт; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Мюнстер, музей; Авиньон, Пти Пале; Пасадена, Фонд Нортона Саймона), в которых ощущается дух древнего аскетизма.

Джованни ди Паоло создал множество разных станковых произведений, в основном это были полиптихи. Он также занимался книжной миниатюрой, известны и написанные им для сиенской Биккерны таволетта. Особо следует отметить такие его работы, как «Христос в Гефсиманском саду» (до 1440, Ватикан, Пинакотека), «Мадонна умиление» (Сиена, Пинакотека; Бостон, Музей изящных искусств); «Рай» и «Изгнание из рая» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Полиптих» (1445, Флоренция, Уффици), алтарный образ «Св. Николай» (1453, Сиена, Пинакотека), «Св. Иероним» (Сиена, Музей собора). Поздние работы художника, например «Полиптих Сан Сильвестро» (1475, Сиена, Пинакотека) гораздо менее интересны, чем произведения периода его расцвета – 1440–1450–х годов. Джованни ди Паоло был уникальным мастером, у которого практически не было последователей. В какой-то мере на эту роль может претендовать Пеллегрино ди Марьяно.

В истории искусства было довольно много художников, чьи имена на протяжении нескольких веков оставались забытыми. Причины тому были разные, но одна из главных – непререкаемость мнения Джорджо Вазари, который сам будучи художником – маньеристом, в качестве художественного идеала выставлял творчество Рафаэля, Микеланджело и последующих маньеристов. К таким забытым художникам принадлежал, например, Сандро Боттичелли, о котором «вспомнили» только в конце 19 века. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в 20 веке.

Edgar Degas