Паннини Джованни
Картины и биография
Паннини Джованни Паоло (Pannini Giovanni Paolo) (1691–1765)
Итальянский живописец эпохи рококо, мастер пейзажа-ведуты. Родился в Пьяченце
около 1692 года. В середине 10–х годов 18 века Панини переехал в Рим,
где античные руины вдохновили его на создание исторических композиций,
сцен из современной ему жизни и воображаемых видов реальных построек,
находящихся в разных частях города, но собранных вместе, как на представленной здесь картине
«Римская фантазия». Джованни Панини был первым художником, специализировавшимся на подобного рода видах,
и его многочисленные работы имели огромный успех у туристов, равный, в каком-то смысле, видам Венеции,
написанным Каналетто, стиль которого был первоначально близок манере Панини.
На одной картине художник, мастер пейзажа-ведуты Джованни Паоло Паннини объединял различные памятники древнего Рима, создав образ его былой славы. Круглое здание слева – это Колизей, перед которым стоит колонна Траяна: у ее постамента расположена скульптура умирающего галла. Справа в глубине изображена триумфальная арка Константина, а на первом плане три коринфских колонны.
Известность получил своими росписями на вилле Патрици (закончены в 1725) и декорациями для праздника в честь рождения дофина (1729, Лувр, Париж; 1731, Дублин). Женитьба на сестре французского художника Флейгельса, покровительство кардинала Полиньяка и связь с Французской академией в Париже, членом которой он был избран в 1723, связали его с французскими художественными кругами.
В 1755 году избран президентом Академии св. Луки в Риме. Джованни Паоло Панини – один из родоначальников архитектурного или руинного пейзажа. Свои архитектурные виды, интерьеры («Интерьер церкви Сан Джовани ин Латерано», Музей изобразительных искусств, Москва); руины («Руины», Эрмитаж, Санкт-Петербург и Музей изобразительных искусств, Москва) художник населял маленькими человеческими фигурками, обыгрывая излюбленную тему 18 столетия – сопоставление величия древнего прошлого и тривиальности настоящего.
Быстрая и легкая кисть художника, декоративная красота колорита, остроумие в выборе сюжетов способствовали популярности живописи Джованни Паоло Панини, вызвавшей поток многочисленных подражаний его темам и манере. Влияние Панини испытали Пиранези, Каналетто, Белотто, Франческо Гварди и французские мастера пейзажа-ведуты.