Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Андреа дель Поццо
Картины и биография

Андреа дель Поццо (Andrea del Pozzo) (1642–1709)
Итальянский живописец и архитектор, представитель барокко. Работал в Милане и Пьемонте, Риме (1681–1702), затем в Вене. Мастер монументальной живописи барокко, Поццо создавал виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором (фрески в церкви Сан-Франческо ин Мондови, 1676–1679, и соборе святого Игнатия в Риме, 1685–1699; в зале Геркулеса дворца Лихтенштейн в Вене, 1704–1707).

Андреа дель Поццо Аллегория миссионерских трудов иезуитов
Аллегория миссионерских трудов братства иезуитов, 1681–1694, Собор святого Игнатия

В римском соборе святого Игнатия Андреа дель Поццо решил проблему несуществующего купола церкви. Так как семья Людовиси не внесла необходимой суммы, то купол не был построен и в потолке церкви зияла дыра. Поццо взял кусок холста и, великолепно используя законы перспективы, создал иллюзию купола. Эта часть была завершена и показана публике 31 июля 1685 года. Это произведение Поццо считается одним из шедевров перспективной живописи, а самого художника называли «Микеланджело перспективы».

Около 1665 Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов. Генеральный Настоятель Общества иезуитов Олива, утонченный и высокообразованный человек, любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала иезуиты Рима полностью приняли стиль барокко. Он деятельно поддерживал три великих работы по искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, украшение Гезу и роспись Святого Игнатия. Третьим проектом Оливиа было начать украшение церкви Святого Игнатия.

В 1680 году Олива призвал в Рим брата-иезуита Андреа Поццо. Это оказалось решением огромной важности. Тогда Поццо, уроженцу Тридента, было тридцать восемь лет. Трудности задержали его в дороге и, когда он прибыл в Рим, Олива был уже мертв. Но Поццо понимал, как велики были возложенные Олива надежды на церковь Святого Игнатия, и поэтому он внес в украшение церкви три значительных вклада. Сначала он решил проблему несуществующего купола.

Затем Андреа дель Поццо принялся за кафедру и апсе. Эти части церкви художник расписал фресками, изображающими сцены из жизни Игнатия, с кульминацией на видении Игнатия в Ла Сторта, где он услышал слова Бога: «Я буду милостив к тебе в Риме». Поццо уловил дух видения и подъем эмоций, которые играли главную роль в искусстве времен Католической Реформы. Создав образ видения в Ла Сторта, Поццо присоединился к другим великим художникам, пытавшимся выразить сияние и таинство святого в глубоком единении с Живым Богом.

Андреа дель Поццо достиг пика своего мастерства фреской в массивной нише церкви. Его темой стал миссионерский дух Общества, выраженный в словах Христа: «Я пришел низвести на Землю огонь, и желал бы Я, чтобы он уже возгорелся». С потрясающей ясностью он нарисовал Бога-Отца, посылающего луч света Сыну, который, в свою очередь, передает его Игнатию, который разделяет его на четыре части и отправляет в Европу, Азию, Африку и Америки. Ошеломляющей красотой Андреа дель Поццо воздал должное своим собратьям-иезуитам, несущим людям свет Божьей любви. Его работы ознаменовали полное восприятие иезуитами стиля барокко в Риме.

Поццо умер 31 августа 1709 в Вене. После его смерти император Иосиф I приказал отчеканить памятную медаль, посвящённую Андреа дель Поццо. Поццо – автор трактата “ Перспектива живописцев и архитекторов” (русский перевод 1936).