Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Роза Сальваторе
Картины Часть 2

В 1649 году Сальваторе Роза переезжает в Рим, стремясь освободиться от придворной службы. Он отказывается от предложений работать при дворах Австрии, Швеции и Франции. Остроумными сатирами художник раздражает тех, от кого зависят богатые заказы. Его полотно “Аллегория Фортуны” (Галерея Мальборо, Лондон; второй вариант в Центре Пола Гетти, Лос-Анджелес) с изображением животных, в образах которых влиятельные лица узнали себя, чуть не навлекло гнев на художника самого папы.

Сальваторе Роза Аллегория Фортуны
Аллегория Фортуны, около 1659,
Центр Пола Гетти, Лос-Анджелес
Сальваторе Роза Возвращение Астреи
Возвращение Астреи, 1645-1649, Музей
истории искусства, Вена
Сальваторе Роза Лукреция в образе Поэзии
Лукреция в образе Поэзии, 1641,
Музей Уодсворт Атенеум, Хартфорд

Круг недоброжелателей Сальваторе Роза увеличился, о чем вполне свидетельствует сатирическая картина художника “Зависть”. После ссоры с маститым Лоренцо Бернини и другими известными живописцами художника, несмотря на приобретенную известность, отказались принять в Римскую Академию святого Луки. В связи с этим Сальваторе Роза основал “Академию ушибленных” (Academia degli percossi). Ее членами и частыми гостями Розы стали известные художники, поэты, музыканты, ученые. Среди них были математик Торричелли, композитор Чести, филологи Карло Дати и Валерио Киментелли.

Античная история и мифология по-прежнему позволяет художнику Сальваторе Роза выдвигать в своих работах волнующие его этические проблемы. В полотне “Демокрит и Протагор” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Роза повествует о мудрости простого человека, поразившего великого философа, сделавшего его своим учеником. В картине “Одиссей и Навсикая” (там же) – о благородстве поступка античной царевны, оказавшей помощь потерпевшему кораблекрушение Одиссею. Идеальный образ борца за республиканские добродетели воплощает художник в полотне “Заговор Катилины” (Флоренция, частное собрание), а в картине “Саул у Аэндорской колдуньи” (Париж, Лувр) библейский сюжет призван не без гротеска, напротив, развенчать возвышенные представления о плохом правителе.

Роза Сальваторе Ясон усмиряющий дракона
Ясон, усмиряющий дракона, 1640-е,
Музей изящных искусств, Монреаль
Роза Сальваторе Выбор Диогена
Выбор Диогена, 1650-е,
Музей изящных искусств, Хьюстон
Сальваторе Роза Глухонемой сын царя Креза не дает убить себя
Убийство глухонемого сына царя Креза,
1663, Галерея Южной Австралии

В 1660-е годы Роза копировал в гравюре свои живописные произведения, иногда создавая самостоятельные исторические и аллегорические композиции (аллегория “Гений Сальватора Розы”). Еще в 1656 художник увлекся техникой офорта и исполнил серию “Каприччи”. Как и в его живописных полотнах, ее герои – бродяги, солдаты, бандиты, пастухи. Они изображены то в реальных ситуациях, то в театрализованных позах и выглядят то жизненно конкретными персонажами, то актерами из костюмированных сцен. В них особенно наглядно просматриваются присущие Розе фантазия и умение образно синтезировать все поразившее его воображение в действительности.

Сальваторе Роза Распятие Поликрата
Распятие Поликрата,
около 1664, частное собрание
Сальваторе Роза Распятие Поликлита
Распятие Поликлита, 1650-е,
Национальный музей, Варшава
Сальваторе Роза Битва
Битва, Палаццо Питти,
Флоренция
Сальваторе Роза Блудный сын
Блудный сын, 1653, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сальваторе Роза Одиссей и Навсикая
Одиссей и Навсикая, 1655,
Коллекция Уильяма Рэндольфа Херста
Сальваторе Роза Диспуты о философии Академии Платона
Диспуты о философии Академии
Платона, Палаццо Дукале, Урбино

Умер Сальваторе Роза 15 марта 1673 года в Риме от водянки. Перед смертью художник обвенчался со своей любовницей Лукрецией, вместе с которой он прожил многие годы и вырастил двоих сыновей. Крупный мастер эпохи барокко Сальваторе Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант Маньяско, Риччи и ряда других мастеров. Искусство итальянского художника в дальнейшем вдохновляло также и живописцев романтической эпохи.