Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Содома
Картины и биография

Содома (Sodoma) (1477–1549)
Итальянский художник сиенской школы живописи эпохи Возрождения. Собственное имя Джованни Антонио Бацци (Giovanni Antonio Bazzi). Родился в Верчелли близ Савойи. C 1498 года состоял в обучении у Леонардо да Винчи в Милане, а в 1501 переехал в Сиену, где выполнил несколько фресок и живописных полотен.

Содома Аллегория любви
Аллегория любви, 1510–е
Частное собрание Киджи, Сиена
Содома Снятие с креста
Снятие с креста, 1505
Пинакотека Сиены
Содома Смерть Лукреции
Смерть Лукреции, 1513
Музей искусств, Будапешт

В 1505 году Содома создал крупный цикл фресок по мотивам жизни святого Бенедикта для монастыря Монте-Оливето-Маджоре, а также «Снятие с креста» (сейчас находится в Музее Сиены). Считается, что фон на этой картине вдохновлен работами нидерландского живописца Яна ван Эйка, хотя многие итальянские художники, в частности Леонардо да Винчи, на фонах своих картин также изображали пейзаж. В эпоху Возрождения картины, подобные этой, нередко исполнялись мастерской – группой художников, работавших под руководством одного мастера. Мастер создавал общую композицию и писал ключевые элементы картины, а его помощники – фон и второстепенные фигуры. Несмотря на это, вся картина приписывалась самому мастеру. Родившийся в Ломбардии, Содома работал в Сиене и Риме, где исполнил множество заказов.

Картина «Снятие с креста».
Волны оранжевых, красных, зеленых и синих драпировок придают внутреннее движение сцене снятия тела Иисуса Христа с креста. Для произведений Содомы характерны сочные цвета, утонченные световые эффекты и поэтичное чувство пейзажа.

Джованни Антонио Бацци, по прозванию Содома, и ломбардец по происхождению, сложился как живописец под воздействием школы Леонардо да Винчи. Переселившись около 1500 года в Сиену, Содома стал наиболее известным среди сиенских мастеров первых десятилетий 16 века. Содома работал как фрескист (росписи капеллы св. Екатерины церкви Сан Доменико, начатые в 1526 году, и в Палаццо Пубблико в Сиене) и как автор алтарных образов.

Приглашенный в Рим богатым банкиром Агостино Киджи, Содома участвовал в росписях его виллы Фарнезина. В лучшей из его фарнезинских фресок – «Бракосочетании Александра Македонского и Роксаны» – заметно воздействие Рафаэля. Мягкие женственные образы Содомы нередко несут в себе отпечаток слащавой красивости, как об этом свидетельствует одно из самых известных его произведений – созданный между 1525 и 1531 годами «Святой Себастьян» (Уффици).

В 1507–1509 годах Содома находился в Риме, где писал для Ватикана. В 1514 в Риме Содома написал свои самые известные фрески для виллы Фарнезина, а также «Александра перед семьей Дария» и «Свадьбу Александра Великого с Роксаной». Папа Лев X присвоил художнику рыцарское звание за портрет Лукреции.

В 1515 году Содома вернулся в Сиену, где в 1518 написал четыре фрески из истории Марии для оратория Сан-Бернардино. С 1518 по 1525 Содома по всей видимости находился в Верхней Италии, где познакомился с творчеством художников ломбардской школы.

С 1525 по 1537 год Содома проживал в Сиене. В 1525 художник начал работу над своим главным, проникнутым глубиной и правдивостью восприятия произведением – фресками по мотивам жития святой Екатерины в капелле Святых церкви Сан-Доменико, а также написал несколько портретов святых и «Воскресение» для сиенской ратуши.

Содома вел веселый образ жизни, его эксцентрическая сущность не позволяла художнику тщательно работать над зарисовками с природы и своими картинами. Скончался Джованни Антонио Бацци 15 февраля 1549 года в Сиене.