Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Пармиджанино Галеаццо Санвитале, князь Фонтанелатто

Галеаццо Санвитале, князь Фонтанелатто

1524. Национальная галерея Каподимонте, Неаполь.

Parmigianino. Пармиджанино, его картины и творчество ►

Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Галеаццо Санвитале, князь Фонтанелатто». Размер картины 109 x 81 cм, дерево, масло. Уже в ранний период Пармиджанино проявил себя как выдающийся портретист, умеющий впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны. Таков портрет Галеаццо Санвитале, написанный художником в 1524 году. Несмотря на военную атрибутику, картина пронизана тонким аристократизмом и сдержанным достоинством. Заслуживает внимания исполненное духовности и благородства лицо молодого князя, смотрящие прямо на нас пытливые внимательные глаза. Портрет занимает особое место в творчестве итальянского мастера – это единственный жанр, в котором искусство маньеризма сохраняло известный контакт с действительностью.

Портреты Пармиджанино, бывшего наряду с Бронзино крупнейшим портретистом маньеристического направления, отмечены большой противоречивостью, но представляют весьма значительное эстетическое явление. Некоторые из них несут явственный отпечаток кризисности мировосприятия мастера: образ человека в них лишен яркой характерности и полнокровности, репрезентативность создается обычно не героической значительностью образа, а великолепием и пышностью аксессуаров (рассматриваемый портрет графа Джан Галеаццо СанВитале). Но, с другой стороны, художник сумел уловить в душе современника внутренний надлом, смятение, беспокойство, что сообщает ряду его портретов тревожную одухотворенность, нотки затаенной душевной боли («Портрет мужчины», около 1524, Национальная галерея, Лондон) или глубокой меланхолической задумчивости («Малатеста Бальоне», 1530 годы, Вена, Художественно-исторический музей).

Перейти к следующей работе мастера ►