Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь
Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь». Холст, масло, 215 × 196 см.
22 мая по новому стилю (или 9 мая по старому) Церковь Христова празднует память перенесения мощей великого
Угодника Божия и Чудотворца святителя Николая из города Мир Ликийских в город
Бари. Николай Мирликийский родился в Ликийской стране в городе Патаре от
благочестивых и богобоязненных родителей Феофана и Нонны. Они долгое время были
неплодны, но благодаря многим молитвам, слезам и милостыням испросили у Бога
сына, которого по рождении нарекли Николаем, что в переводе с греческого
означает «победитель народов». Взрослея, он возрастал и в разуме,
совершенствуясь в добродетелях, всячески уклонялся от суетных друзей и праздных
бесед, избегал разговоров с женщинами и даже не смотрел на них. Святой Николай
хранил истинное целомудрие, чистым умом созерцая Господа, и, усердно посещая
храм Божий, горел духом.
О богоугодном дерзновении святого Николая свидетельствуют случаи из его жития – спасение трех невинно осужденных на смертную казнь воевод и пощечина, данная им еретику Арию на Первом Вселенском Соборе. Узнав о том, что правитель сотворил неправедный суд и приговорил к усечению мечом неповинных людей, святой Николай поспешил к месту казни и пришел туда в тот момент, когда палач уже готовился исполнить свою обязанность. «Соединив с кротостью ярость, – пишет свт. Димитрий, – Святитель Христов свободно прошел среди народа, без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю и затем освободил осужденных мужей от уз. Все это он сделал с великим дерзновением, и никто не смел его остановить, потому что слово его было властно и в действиях его являлась Божественная сила: он был велик перед Богом и всеми людьми».
Художник запечатлел тот самый момент, когда святой Николай забирает меч из рук палача; одухотворенный взор Святого устремлен мимо присутствующих и обращен прямо к Господу, словно выполняя Его незримую волю. Все персонажи картины необыкновенно выразительны: чернобородый мужчина за спиной Николая Мирликийского заискивающе и трусливо оправдывается, набычившийся палач удивленно и зло смотрит на Святого не в силах противостоять его действиям. На переднем плане картины приговоренный стоя на коленях молится готовясь принять мученическую смерть - он еще не понимает, что произошло чудо. Старик, закованный в цепи, воздел руки к избавителю в мольбе и благодарности, худой юноша – третий из приговоренных к казни - испуганно и радостно наблюдает происходящее. Психолога-Репина прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты.