
Девочка на фоне персидского ковра
Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра». Холст, масло.
С 1884 года по приглашению профессора А. В. Прахова и настоянию П. П. Чистякова Врубель участвовал в реставрации росписей
и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые
сложные из которых «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач». В 1887 году ему
было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве. Врубель не
придерживался официального церковного канона, и именно поэтому написанные им
библейские персонажи с огромными одухотворенными глазами оказались созвучны
подобным образам из подлинных произведений византийского искусства.
В иконах Врубеля, в характере образов и в живописной манере этих работ сказались
также впечатления, полученные художником от поездки в Венецию, от искусства эпохи Возрождения.
Благодаря киевским ученикам и ученицам Врубеля (он временами для заработка занимался преподаванием) уцелели его летучие наброски, его акварельные этюды цветов, которые он делал прямо на уроках, на клочках бумаги, а потом бросал, – ученики же их заботливо подбирали и хранили. Врубель делал их, демонстрируя приемы работы с натуры, никаких других педагогических методов, кроме собственной работы на глазах у учащихся, он не знал и педагогом был неважным. Большая коллекция таких «учебных» набросков хранится в Киевском музее.
Одно «заказное» произведение Врубель в Киеве все же довел до конца: большое полотно маслом «Девочка на фоне персидского ковра» – портрет дочери владельца ссудной кассы. Его можно назвать портретом-фантазией – художник сделал девочку героиней восточной сказки, усадил ее в шатер из тяжелых маслянисто-красных ковров, одел в атласное розовое платье, обвесил жемчужными ожерельями (и ковры, и наряд, и драгоценности были взяты из вещей, заложенных в ссудной кассе). Маленькая красавица смотрит грустными тревожными глазами, и белая роза почти падает из ее детской руки, отягощенной перстнями.
А затем Врубель снова перешел к работам для церкви. Теперь это были эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве. К участию в оформлении собора Прахов старался привлечь крупных художников: главная роль отводилась Виктору Васнецову, позже к нему присоединился молодой Михаил Нестеров. Росписи и образа Васнецова и Нестерова преобладают во внутреннем убранстве этого храма, которое в целом, несмотря на отдельные впечатляющие композиции и лики святых, все же получилось эклектичным, бесстильным: XIX век не сказал, да, вероятно, и не мог сказать, своего слова в церковной живописи – и древнее благочестие, и монументальность древнего стиля остались в прошлом.