Портрет жены Надежды Забелы-Врубель
Vrubel Mikhail. Врубель Михаил, картины и биография ►
Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Портрет жены Надежды Забелы-Врубель». Холст, масло.
После смерти Врубеля С. И. Мамонтов писал в некрологе: «Врубель благоговел перед
женщинами, и всегда одна из них гостила в его сердце. Во всех изображенных им в
известный период жизни женских фигурах сквозят черты той, которой он увлекался в
тот момент». Если это и так, то с 1896 года господствует одна фигура, одно лицо,
которое с тех пор в сердце художника царило безраздельно,– лицо его жены Надежды
Ивановны Забелы. В ней он видел Морскую Царевну, Маргариту, Музу, Снегурочку,
Весну; везде мы встречаем этот удлиненный овал, большие ласково-томные глаза,
«зазывно-недоуменную» (по выражению Гнесина) легкую улыбку, тонкую фигуру, длинные руки.
Сестра Надежды Ивановны Е. И. Ге писала: «В наружности сестры не было ничего классического и правильного, и я слышала отзыв, что Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему». Врубель писал не только «портреты-фантазии» жены, но и портреты ее с натуры – портреты Забелы, а не героини сказок. Лучший из них – портрет маслом 1898 года, в платье ампир с широким поясом, в перчатках и с лорнетом в руках. Это едва ли не единственный у Врубеля «пленэрный» портрет – написанный на открытом воздухе, светом и воздухом напоенный.
Единственный случай, когда можно говорить о некотором сходстве с приемами импрессионистов, с портретами Эдуарда Мане, и то лишь условно: Врубель и здесь верен «кристаллической» форме, но она становится воздушной, прозрачной. Стоит присмотреться, как написано платье и шляпа,– какие-то неимоверно сложные скопления кристаллов света. А в целом – впечатление ясности и отрады: бледно-сиреневые и нежно-зеленые тона напоминают о фиалках в весенней зелени, улыбка и взор исполнены тонкого очарования.