Богатырь
Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Богатырь». Холст, масло.
Создавая своих персонажей, например, того же «Богатыря», Врубель искренне вживался в мир
былинных сказаний. Его полотно написано почти одновременно с «Богатырями»
Васнецова, произведшими фурор на выставке в 1899 году. Римский-Корсаков, как и
многие, был в восторге от произведения Васнецова. На этой картине три богатыря
показаны, однако, без гиперболизма, свойственного былинам и вне их величавого
напевного лада. Врубель же стремился ближе подойти к стилистике фольклора.
Художник сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающим на коне-битюге. Такой «мужичище деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине; ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» – на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба.
Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко,
одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где
говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:
Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.
После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными, и несколько прозаическими. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земляной мощи героя. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади. (Сестра Забелы Е. И. Ге записала в дневнике: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».)