Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Богатырь Врубель

Богатырь

1898 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Vrubel Mikhail. Врубель Михаил, картины и биография ►

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Богатырь». Холст, масло.

Создавая своих персонажей, например, того же «Богатыря», Врубель искренне вживался в мир былинных сказаний. Его полотно написано почти одновременно с «Богатырями» Васнецова, произведшими фурор на выставке в 1899 году. Римский-Корсаков, как и многие, был в восторге от произведения Васнецова. На этой картине три богатыря показаны, однако, без гиперболизма, свойственного былинам и вне их величавого напевного лада. Врубель же стремился ближе подойти к стилистике фольклора.

Художник сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающим на коне-битюге. Такой «мужичище деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине; ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» – на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба.

Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:
Обул Илья лапотки шелковые, Подсумок одел он черна бархата, На головушку надел шляпку земли Греческой.

После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными, и несколько прозаическими. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земляной мощи героя. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади. (Сестра Забелы Е. И. Ге записала в дневнике: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».)

Перейти к следующей работе мастера ►