Блейк Питер
Творчество и биография
Питер Блейк (Peter Blake) – английский художник, принадлежащий первому поколению британских мастеров живописи поп-арта. Он родился 25 июня 1932 в Дартфорде, графство Кент в Англии. В 1946-1951 годах обучался в техническом колледже и в художественной школе Грейвсенд, а также в Королевском колледже искусства Лондрес (1953-1956). Со студенческой скамьи Питер Блейк всегда проявлял большой интерес к популярному искусству, фольклору и мифологии. Его первые работы, выполненные в 1950 на панелях из постаревшей древесины, посвящены детям, например, «Дети, читающие комиксы» (1954, Музей и Галерея Искусства Карласл).
После 1950 года Питер Блейк начал создавать коллажи с почтовыми открытками, фотографиями, иллюстрациями актеров и поп-артистов, комбинируя их с геометрическими формами блестящих цветов. В отличие от других художников эпохи поп-авангарда, таких как Ричард Амильтон и Эдуардо Паолосси, которые использовали для создания образов вырезки объявлений и журналов, Блейк представлял в своих картинах реально живописные образы, например, «Фрагмент искусства» (1959, Галерея Тэйт, Лондон) и «У Меня есть подруга» (1960-1961, Галерея искусства Уитворт, Университет Манчестера).
Первая персональная выставка работ художника состоялась в 1960 в Институте современных искусств. Питер Блейк разработал обложку знаменитого на весь мир альбома Битлз «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». В 1967 году обложка этой пластинки стала своеобразной вехой, верстовым стобом пластиночно-оформительского дела. Питер Блейк, малоизвестный тогда художник-коллажист, познакомившись с Полом Маккартни, был приглашен оформить пластинку и по договору с фирмой «Парлафон», выполнив работу, получил за нее 200 фунтов стерлингов.
Альбом Битлз потом разошелся сотнями миллионов, но Питер Блейк с этого больше ни пенса не получил. А ведь обложка для успеха альбома – не последнее дело, и концептуальная новизна картины Блейка несомненно способствовала популярности диска. Но менеджеры Битлз отсудили признание его права на интеллектуальную собственность как художника-оформителя альбома.
Тем не менее, в дальнейшем Блейк продолжал сотрудничать со многими известными артистами и рок-группами (The Who, Oasis, Charles Manson, Pete Townshend и другими коллективами). С 1970-х годов Блейк написал много работ на основе мотивов народной культуры, фольклора и традиционных мифологических тем прошлых веков, таких как феи и другие персонажи мира фантазии. В этот период он создал прекрасные иллюстрации к сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье».
В 1981 Питер Блейк был избран действительным членом-академиком Королевской Академии искусств. Ретроспективная выставка его работ под знаковым названием «Уже есть 64», которую организовала Национальная лондонская галерея в 1996, вызвала шумный резонанс и подчеркнула интерес к его творчеству; интерес, который продолжают будить его картины и работа в качестве иллюстратора.
Картины английского художника:
ABC Младшие, 1955;
На балконе, 1957;
Вторник, 1961;
Автопортрет с журналом, 1961;
Магазин игрушек, 1962, Галерея Тэйт, Лондон;
The Origins of Pop II, 1963, Галерея Тэйт, Лондон;
The Origins of Pop III, 1965, Галерея Тэйт, Лондон;
Бедуинка, 1965;
Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера, 1967;
Бебе Рэйнбоу, 1968;
Сова и Кошка, 1981-1983, Городской музей, Бристоль;
Близнецы в чайном саду, 1995-1999;
Спайс Герлз и Элвис, 2005;
Комедиант с мячом, 2005;
Игра в шахматы с Трейси, 2005, Галерея Уоддингтона, Лондон.