Рисунки и гравюры Питера Брейгеля Старшего
Питер Брейгель I или Старший, был величайшим живописцем из большой голландской семьи художников, активно и плодотворно работавших в течение четырех поколений в шестнадцатом и семнадцатом веках. Брейгель был поразительно изобретательным художником. А влияние Брейгеля как рисовальщика на развитие изобразительного искусства Северной Европы было огромным и продолжительным, особенно вследствие широкого развития печатного дела в Нидерландах. После поездки в Италию в начале 1550-х годов Брейгель начал сотрудничать с Иеронимусом Коком, чье издательство в Антверпене «У четырех ветров» создавало гравюры на самые разные темы, от притч до пейзажей.
В те времена в Нидерландах и других странах рисунки и гравюры в стиле и манере Иеронима Босха пользовались большим спросом на рынке печатной продукции. Между 1555 и 1563 годами Брейгель создал более сорока рисованных проектов для гравюр. А его работа «Большая рыба ест маленькую рыбку» (1566, Галерея Альбертина, Вена) была даже ошибочно приписана Босху в издательстве Кока, хотя все последующие гравюры были подписаны как «Мастер Брейгель» или «Интерпретация Брейгеля».
Начиная с 1555 года ведущий антверпенский издатель печатной графики Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля; их совместное сотрудничество продолжалось до самой смерти художника. Кроме того Брейгель создал множество графических работ, которые затем оформил в серии гравюр «Пороки» и «Добродетели». Большинство этих работ хранится в художественном собрании Берлинского гравюрного кабинета, печатник-оформитель Питер ван дер Хейден (Pieter van der Heyden).
Гравюры Питера Брейгеля из серий «Пороки» и «Добродетели»
Питеру Брейгелю покровительствовали ученые, богатые торговцы и меценаты, художник дружил с некоторыми из наиболее выдающихся гуманистов Нидерландов, включая картографа Авраама Ортелиуса и издателя Кристофа Плантена. Для дома богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, которому принадлежало не менее шестнадцати работ художника, Брейгель выполнил серию картин, представляющих времена года.
Использование Брейгелем в своих произведениях удивительных ландшафтов не поддается простой интерпретации и, скорее всего, демонстрирует величайшее новаторство художника. Работая во времена Реформации, Брейгель создавал свои пейзажи очень отличающимися от влияния давних иконографических традиций; он смог достичь современного и ощутимого видения мира природы.
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.