Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Федотов Павел Андреевич
Акварели и рисунки

Портрет художника Павла Федотова

Весной 1852 года характер Павла Андреевича Федотова круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение. Им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом". Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических; она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем, и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил "Сватовство майора" и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте.

Федотов Бивуак полка
Бивуак лейб-гвардии Павловского полка, 1842–1843, Русский музей
Федотов Бивуак гренадерского полка
Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка, 1843, ГРМ
Федотов Жданович Надежда
Жданович Надежда Петровна за клавесином, 1849, Русский музей

Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный. Хоронили художника 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.

После смерти художника картин осталось немного. Картина "Вдовушка" представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. Хотя полотно "Вдовушка" и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм.

Федотов Встреча в лагере полка великого князя Михаила Павловича
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837
Федотов Командир полка в лагере вместе с семьей и офицерами
Командир лейб-гвардии Финляндского полка с семьей и офицерами в полевом лагере
Федотов Гуляющие
Гуляющие (Автопортрет на прогулке с отцом и сестрой в Санкт-Петербурге), около 1837, ГТГ
Федотов Передняя частного пристава
Передняя частного пристава, 1837, Третьяковская галерея
Федотов Бедной девушке краса
Бедной девушке краса - словно смертная коса
Федотов Следствие кончины Фидельки
Кончина Фидельки, 1844, Третьяковская галерея

Большинство рисунков и акварелей художника находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В Третьяковской галерее есть несколько акварелей и сепий, а также портрет масляными красками графини Е.П. Растопчиной. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде.

Подобно английскому живописцу Уильяму Хогарту, который высмеивал пороки современного ему общества приемами гротескного преувеличения, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы озорных, наполненных юмором, рисунков. Таков ряд набросков, изображающий "Жизнь гениального живописца", которая начинается появлением звезды, возвышающей его рождение. Юмор иных рисунков очень тонкий, показывающий чрезвычайную, чуткую наблюдательность автора.

Федотов Господа Женитесь пригодится
Господа! Женитесь - пригодится!
Федотов Портрет отца
Портрет отца художника, 1837, ГТГ
Федотов Зимний день
Зимний день, 1850-1851, ГРМ
Федотов Утро обманутого жениха
Утро обманутого жениха, 1844, ГТГ
Федотов Модный магазин
Модный магазин, 1844
Федотов Крестины
Крестины, 1847

Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны ("Передняя частного пристава", 1837, Третьяковская галерея; "Господа! Женитесь – пригодится!", 1840, Государственный Русский музей; "Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка" или "Установка офицерской палатки", 1843, ГРМ). Здесь живая наблюдательность художника выступает с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор окрашивает все композиции добродушным колоритом. Павла Федотова можно смело поставить во главе нового направления живописи: художник открыл собой тот цикл наших жанристов, который получил особенно яркое развитие в лице Перова и Владимира Маковского. По материалам статьи из сочинения П.П. Гнедич "История искусств".

fedotov
Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px